Как организовать воспитательную работу в классе
1.
В школьных коридорах и классных комнатах повесьте портреты людей, совершивших
героические поступки.
2.
Применяйте к учащимся индивидуальный подход.
3.
Старайтесь организовать работу школьных кружков, например, клуба «На
перепутье», которые бы приносили реальную пользу школе.
4.
Следите за поведением детей и старайтесь предотвратить конфликты между ними.
5. Постарайтесь
создать программы по интересам, с помощью которых ученики могли бы добиться
чего-то не только в успеваемости, спорте или художественном творчестве.
6.
Установите кодекс поведения в своем классе (и школе), с которым должны
согласиться учащиеся и учителя.
7.
Приглашайте на свои уроки родителей и старайтесь привлечь их к занятиям.
8.
Выберите для себя личный девиз и расскажите о нем ученикам.
9.
Начните программу «Положительное качество месяца», в которой внимание класса в
течение месяца концентрировалось бы на той или иной добродетели, а ученик,
добившийся наибольших успехов в ее проявлении, получал бы награду.
10.
Если в вашей жизни есть человек, которого вы считаете героем, расскажите о нем
ученикам и объясните, почему вы выбрали именно этого человека.
11. Постоянно
включайте элементы воспитания характера в обсуждение жизненных ситуаций и
литературных произведений, к примеру, начиная разговор с вопроса: «Как
следовало поступить в этой ситуации?»
12. Помогите
учащимся усвоить, что понятие «хороший ученик» означает нечто большее, чем лишь
успехи в учебе.
13. Старайтесь
организовать общественно полезный труд учащихся.
14. Будьте
примером для учеников — убирайте брошенный в коридоре мусор, мойте доску для
другого учителя и т.д.
15.
Не допускайте случаев проявления недоброжелательности и злобы в классе.
16.
Запрещайте нецензурные выражения и брань на территории школы.
17. Пишите
и звоните родителям своих учеников, а также навещайте их с целью похвалить их
ребенка.
18.
Объясняйте ученикам, что на них лежит нравственная ответственность за то, как
они учатся.
19. Создавайте
систему, поощряющую честность при выполнении контрольных работ и домашних
заданий.
20. Организуйте
благотворительный проект. Соберите пожертвования и предложите учащимся самим
решить, куда следует направить собранные деньги.
21.
Вывешивайте в классе высказывания, которые напоминали бы ученикам о значении
добродетельного характера, например: «Не жди, пока ты станешь хорошим
человеком, начни прямо сейчас!»
22. В
дни рождения национальных героев проводите с учениками беседы о подвигах этих
людей.
23.
Предлагайте учащимся написать собственные афоризмы и повесьте их высказывания в
классе.
24.
Признавайте свои ошибки и старайтесь их исправить. Учите подростков поступать
так же.
25.
Рассказывайте ученикам, почему вы стали учителем; о своем понимании
ответственности преподавателя и важности этой работы.
26.
Приглашайте в класс недавних выпускников, которые могли бы рассказать о своем
успешном поступлении в вуз, удачной карьере или воинской службе. Спросите их,
как положительные черты характера помогли им во «взрослой» жизни.
27. Развивайте
у учеников способность к сопереживанию. В этой связи уместны, например, такие
вопросы: «Что бы ты чувствовал, если бы никто не хотел играть с тобой?» или
«Каковы были бы твои ощущения, если бы кто-то смеялся над твоей внешностью?»
28. Когда
в школе возникают конфликты, напоминайте учащимся о значении уважения, непредубежденности,
праве человека на личную жизнь и благоразумии. Старайтесь пресечь разговоры,
основанные на сплетнях или неуважении друг к другу.
29.
Если в вашей стране или районе проводятся выборы, советуйте ученикам
внимательно изучить позиции кандидатов.
30.
Прививайте ученикам привычку говорить «спасибо». В частности, можно послать
благодарственное письмо от имени всего класса человеку, который сделал что-то
для учеников.
31.
Поощряйте класс ежемесячно делать какой-то «подарок» школе, например, ученики
могут украсить один из школьных коридоров.
32.
Регулярно всем классом или школой принимайте участие в уборке классных комнат
или школьной территории.
33.
Демонстрируйте уважение к другим религиям и культурам. Расскажите учащимся о
нравственном принципе поступать по отношению к другим справедливо.
34.
Предлагайте учащимся помогать престарелым людям или заболевшим соседям.
35.
Рассказывайте ученикам о значении порядочности в спорте, играх и повседневном
общении с окружающими.
36.
Определяя основы политики школы, не исключайте учеников из этого процесса.
Пусть они также вносят свои предложения и чувствуют свою ответственность. В
частности, ученики могут изучить последствия применения тех или иных правил и
представить результаты своей работы школьной администрации.
37.
Заведите почетный список учеников, в той или иной ситуации проявивших черты
добродетельного характера.
38.
Во время учительских собраний и семинаров уделяйте время обсуждению
«морального климата» в школе и желаемых изменений в этой области.
39. Разрабатывайте
«Этический кодекс школы». Соотносите с ним все школьные мероприятия и правила.
Распространяйте его между учениками и преподавателями. Текст такого кодекса
должен висеть в школе на видном месте.
40.
Публично благодарите за хорошую работу ««скромных тружеников» школы: сторожей,
рабочих, секретарей, работников столовой и добровольных помощников, которые
ежедневно делают возможным учебный процесс.
41.
Давайте ученикам домашние задания, которые стимулировали бы их и были бы им
интересны, а также учили бы их самодисциплине и упорству в учебе.
42.
Старайтесь организовать совместную работу учеников и их родителей над тем или
иным проектом: танцевальным вечером, симпозиумом, праздничным ужином или
экскурсией.
43.
Пытайтесь подключить местные предприятия и компании к жизни школы, например,
через шефские программы или совместные проекты с группами учащихся.
44. Организуйте
«Клуб новичков» для новых учеников, а также недавно принятых на работу
сотрудников.
45.
Приглашайте на урок руководителей местных предприятий и фирм и просите их
рассказать учащимся о значении добродетельного характера на рабочем месте.
46.
Предлагайте школьным спортсменам и учителям физкультуры совместно разработать
кодекс спортивной этики.
47.
Просите каждый кружок или секцию школы придумать эмблему, символизирующую черту
характера, которая особенно ярко проявляется в его деятельности.
48.
Организовывайте кружок внеклассного чтения для учащихся и подбирайте для него
литературу, которая была бы понятна учащимся и содержала бы примеры
нравственного поведения. Читайте ученикам газетные статьи, в которых
подчеркиваются вопросы воспитания характера. Сделайте стенд для тем, рассказов
и цитат, имеющих отношение воспитанию в человеке добродетельного характера.
Список литературы
Петерс В.А. Психология и
педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. - 298 с.
|