Как
помочь ученикам установить нормальные отношения с Вами
Ваша
помощь сводиться к тому, что Вы демонстрируете им своё:
Принятие,
Внимание, Уважение, Одобрение, Тёплые чувства.
Принятие. Детей надо любить, безусловно, а не за то, что они
делают или должны делать. Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его
глупости, недостатки, проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. Ученик
должен быть уверен: что бы он ни сделал, он - достойное человеческое существо,
даже если его поступок неприемлем.
Внимание. Дарить позитивное внимание ученикам - дело хлопотное,
требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать одно: чем
больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше
внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения. Как
уделить внимание каждому, если в классе 30 человек? К счастью, здесь важно не
количество, а качество:
-
Приветствие учеников. Используйте несколько минут перед уроком или после
него, чтобы сказать одно-два слова каждому индивидуально.
-
Выслушивайте учеников. Беседуя с учеником, не следует думать, что Вы
должны решить его проблемы, дать совет или консультацию. Вы должны, прежде
всего, его выслушать.
Уважение
(признание). Признавайте дело, а не
творца! Признание-это вид оценки. Оценивайте пусть даже и высоко, сделанное, но
не сделавшего это. Иначе эффект может быть плачевным. Так, Вы легко можете
перехвалить ученика.
-
Признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события
настоящего момента;
-
Описывайте поведение аккуратно и объективно без единого оценочного суждения,
например: «Маша, когда ты сдаёшь домашнее сочинение вовремя, как
сегодня, я очень довольна, потому что мне не нужно тебя ругать, и мы можем
перейти к следующей теме».
-
Делайте письменные признания. Записки с благодарностью за какое-либо
дело могут быть написаны в тетради или в дневнике.
-
Просите учеников сообщать Вам и всем о том, что заслуживает признания.
Одобрение. Это поддерживает учеников в уверенности, что у них
есть что-то хорошее, что нужно развивать. Когда их положительные черты
признаются, ученики начинают хорошо относиться не только к себе, но и к нам.
Теплые
чувства. Чувства особенно нужны
ученику, если дела плохи. Дружба с учениками - наше лучшее средство в
установлении дисциплины в классе. В самом деле, ученики скорее согласятся
выполнять правила и следовать требованиям своих друзей, чем врагов.
Вот
самые краткие рекомендации, которые помогут Вам в общении с Вашими учениками.
За развернутой консультацией Вы всегда можете обратиться к нам, в школьную
психологическую службу. Мы будем рады Вам помочь.
Список литературы
Психология и педагогика / Под
ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2003. - 256 с.
|