Что же нужно для здоровья?
Основные причины заболеваний педагога
Большинство заболеваний
педагога вызывается стрессом и психическим перенапряжением. Главным
болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный
стресс.
А вызван он может быть
неадекватной социальной и
материальной оценкой труда, отличающегося особой спецификой,
жестким режимом работы и
необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний,
обилием коммуникативных
перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе
конфликтных и стрессовых ситуаций.
Давайте задумаемся, разве
только психологические причины разрушают здоровье учителя? Один человек от
какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет:
«Спасибо, что так, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек». И никакого
нарушения сердечного ритма, повышения артериального давления, разве что совсем
немного.
Вспомним известную шутку:
неудачник нюхает коньяк и говорит, что, мол, клопами пахнет. Оптимист нюхает
раздавленного клопа и говорит: «Коньяком пахнет».
Для одного человека мир,
несмотря ни на что, полон радости, для другого — печали и огорчений. Один
отдается эмоции радости, другой — раздражению и унынию. Что держит одного
человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно— главная
причина жизненной устойчивости!
Существуют две основные
причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем
вторая вытекает из первой.
Мировоззренческие причины, разрушающие
здоровье:
неумение принимать жизнь
такой «как она есть», без критики и протеста;
неумение жить в данный
момент, считая его самым важным в жизни;
наличие высоких жизненных
притязаний, не соответствующих возможностям человека;
неумение найти свое место в
жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от
своей профессии, от любой работы... и тем самым сохранить свое здоровье;
неосознание себя частицей
великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является
своего рода творцом истории, и своей, и планетарной, возможно, все мы и есть
главная причина всего происходящего на Земле;
неумение принимать свой
социальный статус и достойно пребывать в нем;
незнание того, что каждый из
нас очень нужен на своем месте.
Здоровье начинается с попыток
осознания своего места в жизни. Каждый человек, несмотря на возраст, должен
когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:
Ради чего я живу? В чем смысл
моей жизни?
Зачем я родился? Что я должен
совершить?
Зачем мне быть здоровым?
Быть здоровым — это мой долг
перед обществом или мое личное дело?
Психические
причины, разрушающие здоровье:
неумение противостоять
стрессам;
отсутствие навыка управления
своими эмоциями, выражения своих эмоций;
частое превышение своих
психических возможностей;
неумение вырастить в себе и
освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а
не от полученной зарплаты;
неспособность подсмеиваться
над жизненными неудачами.
Следует иметь в виду, что
свои эмоции подавлять нельзя! Подавленная эмоция мстит и может стать началом
психического заболевания. Эмоции необходимо преобразовать, с ними нужно
научиться работать.
Например, если направить
эмоцию гнева на какое-нибудь свое конкретное несовершенство, например, на
забывчивость, трусость, несобранность и т.п., можно получить замечательный
результат.
Разные эмоции и разные
чувства зачастую бесконтрольно хозяйничают в нашей психике. Ни в коем случае
они не должны проникать в сознание тайно! Только одно осознание эмоций уже дает
значительный контроль над собой, а, кстати, и над своим здоровьем.
Стоит задуматься?
Список литературы
1. Бодров В.А.
Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.:
Ин-т психологии РАН, 1995. - 128 с.
2. Ведяев Ф.П., Воробьева
Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. - Киев: Здоров`я, 1983. - 136
с.
Виткин Дж. Женщина и стресс.
- СПб., 1996.
|