Пример учителя
Основные принципы работы учителя
Важный аспект полноценного обучения – пример
учителя. Маловероятно, чтобы учащиеся смогли получить полноценное образование у
учителя, который прекрасно знает свой предмет, но тяготится своей работы и не
получает от нее видимого удовольствия. Именно от учителей, от их примера, во
многом зависит то, станет ли желанной целью для учащихся не просто взрослый, а
образованный взрослый.
Само многообразие
педагогического опыта учителей, разными путями приходящих к идеям
гуманистического преподавания, свидетельствует о том, что оно представляет
собой не некую одинаковую для всех «педагогическую технологию», а совокупность
ценностей, своеобразную «педагогическую философию», неразрывно связанную с
личностным способом бытия человека в мире. В эту систему ценностей входят
убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в важности и значимости
для каждого человека способностей и возможностей к свободному выбору,
самосовершенствованию, ответственности за свои поступки, творческому и
радостному учению.
Роберт Бернс в своей книге
«Развитие Я-концепции и воспитание» так формулирует основные принципы, которым
должен следовать в своей работе учитель, стремящийся добиться гуманизации
межличностных взаимоотношений с учащимися:
С самого начала и на всем
протяжении учебного процесса учитель демонстрирует детям свое полное к ним
доверие.
Он помогает учащимся в
формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и
перед каждым учащимся в отдельности.
Он всегда исходит из того,
что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Он выступает для учащихся в
качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за
помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
В такой роли он выступает для
каждого учащегося.
Он способен чувствовать
эмоциональный настрой группы и принимать его.
Он является активным
участником группового взаимодействия.
Он открыто выражает в группе
свои чувства.
Он стремится к достижению
эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
Он хорошо знает самого себя.
Список литературы
1.Бернс Р. «Развитие
Я-концепции и воспитание». (М.: Прогресс, 1986).
2. Бондаревская Е. В.
Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения
концепции воспитания в изменяющихся социально-экономических условиях
//Ростов-на-Дону, 1991.
3. Формирование
педагогической культуры будущего .учителя. Межвузовский сборник научных трудов.
Ростов-на-Дону, 1989.
|