Перед тем как выбрать профессиональное
образование — подумай!
Если
же все-таки кто-то из вас думает о продолжении обучения в профессиональных
учреждениях, то при выборе дальнейшей профессии прислушайтесь известного
ученого, психолога и педагога Е.А. Климов, который предлагает учитывать восемь
важнейших сторон выбора профессии.
1.
Личные профессиональные планы. Речь идет о той профессии, которую выбирает
обучающийся.
2. Мнение родителей о профессиональном выборе.
(По Климову — позиция старших). Родители знают своего ребенка лучше других, и
их мнение должно быть учтено при выборе профессии, однако не стоит слепо
следовать рекомендации родителей.
3.
Мнение преподавателей. Учитель-профессионал (классный руководитель) способен
дать квалифицированный совет — ведь он наблюдал учащегося несколько лет и в
деятельности, и в свободном общении со сверстниками.
4.
Информированность о профессии, которую выбирает подросток, т.е. насколько
учащийся знает особенности выбираемой (или выбранной) профессии, условия труда.
5. Склонности учащегося, положительные и
отрицательные стороны в предпочитаемом виде деятельности.
Способности
учащегося как предпосылка успешности будущей профессиональной деятельности.
6.
Уровень притязания. Это соответствие желаний старшего подростка и его
возможностей. Притязания могут быть адекватными, т. е. уровень знаний,
интеллектуальное развитие и способности соответствуют уровню выбираемой
профессиональной сложности. Уровень притязаний может быть завышенным и
заниженным.
7.
Мнение товарищей (одноклассников) по поводу выбора профессии, или позиция
товарищей (знакомых учащихся УНПО или студентов УСПО). Эта позиция имеет как
бы две стороны. Во-первых, мнение товарищей о развитии определенных сторон и
способностей личности может быть учтено при выборе профессии отдельным
учащимся. Вместе с тем, нельзя выбирать будущую профессию (УНПО или УСПО) «за
компанию» с товарищем, чтобы играть по-прежнему в одной спортивной команде;
просто потому, что не хочется расставаться или по принципу: «Пацаны говорят,
что там здорово!».
|