Вторник
16.04.2024
07:38
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт педагога-психолога Дудкиной Марины Владиславовны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
родителям [25]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » родителям » родителям

Рекомендации по выполнению развивающих упражнений
07.06.2011, 21:42

Рекомендации по выполнению развивающих упражнений

 

Внимание! Все упражнения должны выполняться по желанию ребенка и в эмоционально благоприятной обстановке.

1. Упражнения, способствующие повышению скорости чтения, умения понимать смысл прочитанного, языковой грамотности

 Чтобы научиться читать бегло и осознанно, грамотно писать, надо поставить перед собой соответствующие цели и задействовать в работе над чтением и письмом как можно больше мыслительных операций, выполняя такие упражнения:

слова с пропущенными буквами, например:

 д-р-в- (дерево); -с-оч--к (источник);

 у - - в - е - - е ( уравнение ), - а - - н - т - о ( равенство ) и т.п.

анаграммы, например:

 гишукар (игрушка), атревизи (развитие), аплозь (польза);

Волшебное яблоко

 У киер етьс ольбойш асд. В отм асуд номог лоподывх еревьедв. реСид инх трастё блояня. И ресозавет ан ейн олькот ноод шебволеон клоябо. нОо лезачивате юлбую нура.

(У реки есть большой сад. В том саду много плодовых деревьев. Среди них растет яблоня. И созревает на ней только одно волшебное яблоко. Оно залечивает любую рану);

предложения с перепутанными словами, например: если, успех, преодолимы, любые, , , желание, вера, в, трудности, есть, и (любые трудности преодолимы, если есть желание и вера в успех);

слова в словах, например: в слове молоток можно вычленить такие слова: лом, молот, ток, лот, кот, лоток и др.

Как работать со скороговорками, если у ребенка плохая речь?

 Прочтите школьнику несколько интересных скороговорок и попросите выбрать одну понравившуюся. Пусть он сам запишет ее очень четко на бумаге под вашу диктовку печатными буквами и несколько раз прочтет вслух. После того, как ребенок начнет четко и бегло читать предложение (пусть даже на это уйдет немало времени), попросите его на память произнести эту скороговорку вслух как можно четче и быстрее (и на эту работу времени жалеть не следует), а затем записать ее самостоятельно на листочке так, чтобы каждое слово разделилось на слоги (лучше напечатать на белой бумаге, чтобы очень хорошо было видно). Например: У пе-́ре-пе-ла и пе-ре-пёл-ки пять пе-ре-пе-лят.

 Потом попросите прочесть это выражение сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Когда предложение будет прочтено быстро и четко, отложите эту работу на несколько минут, а затем попросите прочесть снова.

 

2. Упражнения на развитие мышления и воображения

 

Эти упражнения направлены на совершенствование мыслительных операций, на поиск нескольких вариантов решения задачи, проблемы.

а) Предложите ребенку предложения с бессмысленными словосочетаниями (смысловыми ошибками) и попросите высказать свое мнение:

Бóльшая половина класса уехала на экскурсию.

Солнце позолотило верхушки дерева.

Кто самый последний в очереди?

Какой у тебя завтра самый первый урок?

б) Приведите какую-нибудь фразу и предложите ребенку выразить мысль другими словами.

 в) Предложите связать между собой слова и составить с ними какое-нибудь предложение или рассказ:

Велосипед — тарелка — цветок

Девочка — ручей — мяч

Собака — школа — автомобиль

 Можно и с большим количеством слов и словосочетаний, например: стая птиц, мальчик с мячом, яркий фонарь, листья на земле.

 Окончания слов лучше оставить неизменными и придумать всего два предложения. Вот как это могло бы выглядеть:

 "На закате дня по небу красиво летела стая птиц, и мальчик с мячом оставил игру, залюбовавшись ими. Когда рядом зажегся яркий фонарь, мальчику бросились в глаза разноцветные листья на земле".

 Стоит внимательно следить за тем, чтобы были выполнены все пункты задания:

наличие только двух предложений,

использование всех четырех словосочетаний с неизменными окончаниями,

осмысленность, последовательность, связность и плавность сюжета.

г) Предложите ребенку придумать синонимы и антонимы к существительным, прилагательным, глаголам.

 д) Приведите часть фразы и попросите продолжить ее, например: "Змей Горыныч прилетел на поляну и увидел, как Баба-яга..."

 е) Учите ребенка разгадывать всевозможные ребусы, загадки, шарады, головоломки.

Постарайтесь направить ребенка на поиск нескольких решений заданий. В эмоционально благоприятной обстановке он обязательно справится с этим.

а) Предложите вставить пропущенные буквы вместо черточек и образовать как можно больше слов, например: с - м - - (сумка, сумма, самец, самка, семья...).

 б) Попросите его исключить лишнюю фигуру:

 Для этого необходимо найти общий признак.

Комментарий. Следует иметь в виду, что любая фигура может быть лишней по определенному признаку, например:

можно исключить круг, потому что остальные фигуры имеют углы;

можно исключить куб, потому что остальные фигуры плоские;

можно исключить третью фигуру, потому что остальные фигуры выпуклые и т.д.

Для выработки умений анализировать условие задачи, выделять существенные данные, выявлять закономерности, устанавливать связи между данными задачи и искомыми величинами, грамотно строить умозаключения необходимо всячески побуждать ребенка к "работе" мысли следующими способами.

а) Задавать вопросы такого рода:

В пяти коробках по 10 книг. Вывод...

Карандаш в пенале. Пенал в сумке. Вывод...

Миша выше Тани и ниже Коли. Вывод...

б) Предлагать несложные нестандартные задачи, проблемные ситуации, например, такого рода:

Как с помощью двух песочных часов, одни из которых отсчитывают четыре минуты, а другие - семь, отмерить точно девять минут?

Семеро мужчин и два мальчика должны пересечь реку. Единственная лодка очень мала и может перевезти либо одного мужчину, либо двух мальчиков. Сколько раз лодка должна пересечь реку, чтобы перевезти всех как можно быстрее?

в) Помочь установить вид связи между понятиями в каждой паре пункта А (образец), дополнить каждый пример (номер) образца парами понятий из пункта Б.

А1) век – столетие        2) палец – рука    3) болезнь – выздоровление

4) малина – ягода         5) старость – молодость       6) молоток — гвоздь

 Б

 берег–река; озеро – водоем; беда – несчастье; квадрат – прямоугольник; расческа – волосы; планета – солнечная система; родина – отчизна; местоимение – часть речи; ветка – дерево; рука – конечность; движение – покой; травма – нетрудоспособность; пальто – одежда.

 Например, пара понятий: рука – конечность. Рассуждаем: рука является разновидностью конечности так же, как и малина является разновидностью ягоды. Понятие рука является видовым по отношению к родовому понятию конечность. Следовательно, относим эту пару из пункта Б к виду связи №4 "вид-род".

 С неумением различать такие виды связей, как "часть-целое" и "вид-род", у школьника связано много проблем в понимании учебного материала. Если рука – конечность - это "вид-род", то, например, рука – человек - это "часть-целое", т.к. рука является частью человека, а не его разновидностью.

г) Ребенку необходимо задавать вопросы такого рода:

Что может быть розовым, легким, холодным?

Что бы случилось, если бы плотность воздуха…?

Какая часть речи может быть…?

Какая геометрическая фигура может иметь…?

Какая физическая величина может обладать…?

Какой литературный герой мог бы стать…?

Какое историческое событие могло бы произойти…?

Какое вещество может быть…?

Действенный способ развития воображения и мышления – играть со словами, предложениями, придумывать монологи от лица животных, растений, вещей, например:

Монолог от лица хомячка

 Утро. Наконец-то включили свет на кухне. Наверное, будут завтракать. Пора и мне вылезать из домика. Интересно, чем меня покормят? До чего мне надоела еда "Сухие завтраки для грызунов"!!! Что? Им жалко морковь или кусок яблока?

 Встану на задние лапки, попрошу, может быть что-нибудь новенькое и подкинут! Смотри-ка – получилось, подсунули между прутьев листик капусты. Вкусно!!! Спрячу в домик, пока не отняли, да щеки набью.

 День. Хорошо провел время. Сгрыз все. Можно и подремать. Сейчас заделаю дверь, чтобы потеплее было, и завалюсь на бочок…

 Вечер. Проснулся, и опять за работу. Моя работа – все время о себе напоминать. А то, не дай бог, без еды оставят. Я и на разных лапках стою, и звуки разные издаю. Иногда помогает. Вот и сейчас. Я добился своего.

 Ночь. Наконец-то все улеглись. Можно и погулять. Жаль что прутья клетки крепкие, зубы не берут. Не убежишь. Одна радость – покататься в колесе. Ух! И разогнался же я!!! А еще говорят, крутится, как белка в колесе. Куда белке со мной тягаться! Уморился, пора и отдохнуть. Посплю-ка до утра…

 

Список литературы

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. — Обнинск, 1999.

2. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. - М.: Владос, 2001.

3. Младший школьник: развитие познавательных способностей/И.В. Дубровина, А.В. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.

Категория: родителям | Добавил: мозг
Просмотров: 1658 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz