Рекомендации родителям по профориентации
1. Информацию о
профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы
с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к
слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю
заинтересованность.
2. Если старшеклассник не
может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это
связанно.
3. Полезно предложить
ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное
занятие.
4. Если
Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не
запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его
выбор.
5. Если
старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить
конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6.
Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на
выбранном пути.
Нет
проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача,
космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению
в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо
больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что
делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную
работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в
8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что
они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не
готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их
испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в
школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и
определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда
ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна.
Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность
ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета
от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя
полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у
него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что
профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как
скучную и тягостную обязанность.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа
возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же
диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой
конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше
при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже
готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1.
Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек
выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни.
Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна
отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких
требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность,
занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в
строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя
таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в
этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала
плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать
свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый
точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно
поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем,
каким он видит свое будущее.
ШАГ 2.
Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего
выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его
представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.
Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами,
но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие
смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть
начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать
информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист
- отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить
экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что
представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и
знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и
среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с
вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может
заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной
специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3.
Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке
труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно
выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты
Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой
он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4.
От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами.
Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых,
особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка
заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в
профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце
детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров,
астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров,
десантников и много-много других, общим числом более 1 200!
(Обратите внимание: занятия в большинстве из них
бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика,
физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ
не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального
профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых
из таких школ также бесплатные.
ШАГ 5.
Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать
профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но
прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления.
Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое,
с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям.
Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту
- умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу -
физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть
много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru;
www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные
интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти
параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не
выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс
самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к
чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать
полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6.
В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в
вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение -
ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои
студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться,
прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7.
Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не
зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном
аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним
вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?
Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно
спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать
экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам:
«Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к
спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает,
кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и
ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот
выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и
потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им
интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии.
Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в
прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать,
какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее
время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот.
Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать
заново.
Список литературы
1.
Йовайши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика,
1983. - 128 с.
2.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
Климов
Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.
3.
Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.
4.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007.
- 302 с.
|