Факторы создания благоприятного
психологического климата урока
Педагогическая деятельность, как
известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место
занимает урок.
Урок, как основная форма организации
обучения школьников, прошел длительный путь своего становления и
совершенствования.
В настоящее время совершенствование
урока обуславливается современными целями обучения, воспитание и развитие
творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности
учителя и учиться по достижению запланированной цели.
Гуманное проявление современного урока
можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается с учащимися с
приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся
с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при
дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут стремиться обратить
внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке
создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное
учение.
Анализ методической литературы,
показывает, что особенностью современного урока является стимулирование
учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их
осмысление и обобщение. Т.С. Щуркова подчеркивает, что современный урок-это
поиск, открытие и осмысление истины современной деятельности учителя и
учащихся. Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить
учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху.
В центре внимания на современном уроке
находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения,
создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется
реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд,
который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к
личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Важен психологический климат урока,
который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся.
В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые
взаимоотношения учителя и учащихся, моральными нормами и интересами.
В
педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического
климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон»,
подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного
коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
·
Дружеское
единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать
и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо
отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких
огорчений, не позорить его;
·
Проявление внутреннего, уверенного
спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства
собственного достоинства у каждого ученика;
·
Защищенность всех членов классного коллектива.
Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
·
Разумная и полезная деятельность всех на
уроке;
·
Умение быть
сдержанным в движениях, словах.
Исследования показали, что позиция
учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат
урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя.
Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так,
чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу
личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно,
овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его
профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от
учителя трезвой самооценки. «Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего,
руководящего, организующего, когда сама позиция учителя,- пишет А.В. Мудрик,-
предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать
немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот
от этого надо себя отучить».
Большой воспитательный потенциал
содержит в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают
благоприятную обстановку, неподходящую для развития личности.
Благоприятный климат на уроке зависит
от многих и многих факторов.
Учителю важно помнить, что психологический
климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю
– это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель
относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими
учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои
эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает
воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному
психологическому климату:
v Учитель должен входить в
класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с
детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление
общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
v Любое эмоциональное
состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в
деликатной форме.
v Учитель должен хорошо знать
возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы
гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.
Одним
из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции
поведение учащихся, оценка их знаний.
v Неумеренное поощрение или
наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты
разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика
с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса
(А.В.Макаренко)
v Обучение и воспитание
должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)
v Психологический дискомфорт
на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства
профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно
совершенствовать свое профессиональное мастерство.
v Приходить в кабинет нужно
немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к
организованному началу урока.
v Не тратьте время на поиски
страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой
заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями
отсутствующих учащихся.
v Начинайте урок энергично.
Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так,
чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
v Увлекайте учеников
содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить
свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте
сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто
может на уроке отвлечься.
v Мотивируя оценки знаний,
следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать
к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания
учителя надо выполнять обязательно.
v Заканчивать урок общей
оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство
удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить
положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком
часто.
v Прекращать урок со звонком.
Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний.
v Помнить, налаживание
дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь
не идет на пользу.
v Обращаться за помощью к
самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
v Не допускать конфликтов с
целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его
разрешения.
v Помнить слова Н.А.
Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки
которого оправданы в глазах учеников.
Таким образом, благоприятный психологический
климат создается гуманным отношением учителя к ученику.
Список литературы
1.
Аликина Г.В. Изучение психологического климата классов у младших и старших
подростков/Электронная библиотека.
2.
Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994. 325 с.
3.
Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М. 1988. 109 с.
|