Суббота
27.04.2024
07:55
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт педагога-психолога Дудкиной Марины Владиславовны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
педагогам [20]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » педагогам » педагогам

Стрессогенные факторы в деятельности учителя
07.06.2011, 22:56

Стрессогенные факторы в деятельности  учителя

 

    В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена стрессогенными факторами. Как следствие - "синдром эмоционального сгорания" учителей, связанный с большими эмоциональными затратами в ситуации постоянного общения и высокого чувства ответственности. Обозначим стрессогенные факторы в деятельности учителя.

    1. Фактическое отсутствие "права на ошибку". Для того чтобы избежать "право ошибки", учителям приходится расширять своё рабочее время, многие берут работу на дом. В результате такая работа усиливает отсутствие полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы.

    2. Неудовлетворённость профессиональным статусом.

    3. Страх потерять работу фактически присутствует у всех работников и в различных педагогических сферах, ввиду того, что идёт сокращение рабочих мест из-за снижения рождаемости.

    4. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег наблюдается у молодых специалистов, учителей, пришедших из других учебных заведений.

    5. Отсутствие условий для самовыражения и самореализации: учителя, приходя на работу, "одевают" учительский мундир, что никак не может привести к неформальным отношениям.

    6. Недостаток положительного стимулирования труда.

    Хронический стресс и связанная с ним внутренняя психоэмоциональная напряжённость выражаются у учителей в виде психологических защитных механизмов. Но некоторые свои эмоциональные переживания они переносят на окружающих членов семьи, а другие искусственно подавляют, чем наносят ущерб своему здоровью.

    Что же понимают психологи под словом стресс? Стресс - это напряжённое состояние человека, возникающее у него в ответ на воздействие экстремальных факторов внешних ситуаций. Понятие стало популярным в начале 40-х годов прошлого века. Врач Селье выделил два вида стресса: конструктивный - способствует повышению адаптационных и мобилизационных сил человека в условиях дискомфорта и опасности; деструктивный - запредельный стресс, разрушает человека. Психологи говорят, что стресс в разумных дозах необходим, но, повышая индивидуальный предел, стресс становится губительным.

    Самоукина Н.В. выделила следующие "правила" при возникновении стресса:

    1. Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса, и боятся его.

    2. Необходимо управлять стрессом, использовать его полезные функции и исключать негативные.

    3. Необходимо понимать, что стресс влияет на характер общения между людьми.

    4. Необходимо знать свой порог чувствительности к стрессу.

    5. Необходимо выработать свои индивидуальные способы защиты от разрушающего стресса.

    Она выделила 3 стадии развития стресса:

    1. Нарастание напряжённости.

    2. Собственно стресс.

    3. Снижение внутренней напряжённости.

    Каждому педагогу необходимо иметь личную программу защиты от стресса, главной задачей которой будет научиться справляться с внутренним напряжением в первой стадии стресса, не теряя самоконтроля и не выплёскивая раздражение на окружающих.

    Существует два метода саморегуляции: естественные; искусственные. Естественные - это использование тех возможностей, которые человек имеет "под рукой". Искусственные - это способы саморегуляции в стрессе, которые разработаны в практической психологии. На первом месте по эффективности стоит различная физическая нагрузка: спортивные игры, гимнастика, бег, теннис. Важно физически устать, тогда психологическая усталость проходит. Быстро успокоиться и привести нервы в порядок помогает вода: плавание, ванна, душ, баня. Хорошо помогают от стресса различные увлечения и развлечения: прогулка с животными, вечеринка, смена обстановки. Большую помощь в стрессовой ситуации оказывают кошки. Они забирают отрицательную энергию. "Сбрасывать" стресс помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми.

    Самоукина Н.В. предлагает программу защиты от стресса, которая представлена в пошаговом её решении.

    Шаг первый: понаблюдайте над собой. Как вы переживаете первую стадию стресса? Какие изменения происходят в настроении и состоянии?

    Шаг второй: найдите способы остановки себя. Для этого: сделайте паузу в общении (помолчите); выйдите из комнаты.

    Шаг третий: переведите свою энергию в иную форму деятельности: полейте цветы, заварите чай; посмотрите на небо, деревья, на идущих по улице людей; опустите ладони рук в холодную воду.

    Шаг четвёртый: подумайте о том, что вас больше всего радует в жизни.

    Упражнение "Убежище". Представьте себе, что у Вас есть удобное и надёжное убежище, в котором вы можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только Вы, никто другой Вас там не потревожит. Необязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у Вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть все, что угодно. Это может быть даже космический корабль, уносящий Вас прочь от Земли…

    Мысленно представьте себе место. Опишите находящиеся в нем вещи, которые Вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что Вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище. Возможно, Вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые Вам наиболее приятны. В течение дня каждый раз, когда Вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представляйте себе свое убежище.

    Упражнение "Внутренний луч". Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части Вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется с верху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает Ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует Вашу новую внешность - внешность спокойного и уверенного в себе человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: "Я стал новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным!"

    Упражнение "Проблема". Оно направлено на снижение субъективной значимости проблемной ситуации для человека, на достижение внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующей проблеме. Выполняется в течение 10-15 минут. Займите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь представить следующие образы - картинки. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает Вас больше всего. Кратко сформулируйте эту проблему для себя в двух-трёх словах. Представьте лицо человека, с которым Вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните, о чём он говорил, и что Вы ему отвечали. Воспроизведите в своём воображении обстановку комнаты, время и содержание беседы. С помощью своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто Вы стали внешним наблюдателем. Например, Вы видите себя и вашего собеседника отражёнными в зеркале. Включите в эту картинку Ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Какие проблемы и нерешённые вопросы есть у них? Что их мучает, и какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором Вы живёте, и людей, которые живут вместе с Вами. Когда Ваша картинка расширится и станет для Вас отчётливой, включите в неё Ваше представление о городе, в котором Вы живёте, подумайте также о всей стране, её огромных пространствах и людях, населяющих города, сёла, деревни. Расширяя своё воображение, представьте теперь всю нашу Землю с её материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей. Двигайтесь дальше к расширению картинки: подумайте о нашей Солнечной системе - огромном пылающем Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Постарайтесь почувствовать бесконечность Галактики и её равнодушное "спокойствие" и даже безразличие относительно каких-то маленьких человеческих существ, населяющих Землю… Продолжая удерживать в своём воображении это переживание необъятной глубины космоса, снова подумайте о своей проблеме. Постарайтесь сформулировать её в двух- трёх словах.

    Упражнение "Мудрец". Удобно расположитесь в кресле. Закройте глаза и представьте себе, что Вы идёте по лесной тропинке. Яркий солнечный день, пение птиц, приятные лесные запахи. Вы выходите на лесную поляну. В центре поляны стоит раскидистый дуб, которому, наверное, не меньше ста лет. У основания дерева, у его корней, сидит старый человек - мудрец. В своём воображении подойдите к нему как можно ближе. Посмотрите на лицо этого человека. Как можно подробнее представьте его облик: посмотрите в его глаза, постарайтесь понять его настроение. И когда Вы почувствуете доверие к мудрецу, постарайтесь сформулировать свой самый важный сейчас вопрос и задайте его ему. Вопрос должен быть лаконичным и точным. Сосредоточьтесь и постарайтесь услышать ответ мудреца. То, что скажет Вам старый мудрый человек в Вашем воображении - это часто то направление, в котором следует двигаться, чтобы правильно разрешить свою проблемную ситуацию.

    Упражнение "Могло быть хуже". Возьмите чистый лист бумаги и для себя напишите небольшое сочинение. Кратко опишите свою рабочую или личную проблему. Причём сейчас не важно, в какой сфере Вашей жизни эта проблема находится - производственной или личной. Выберите именно актуальную для Вас проблему, которая Вас мучает, не даёт спать по ночам и которая, как Вам кажется, не имеет решения. Затем подумайте о том, какие самые страшные и непоправимые последствия дальнейшее развитие этой проблемной ситуации могло бы иметь лично для вас. Напишите для себя эти последствия. Например, Вы можете быть уволены? Или Вы можете заболеть так, что будете многие годы прикованы к постели? Что ещё самого плохого для Вас могло бы случиться? А как Вы живёте сейчас? Вы, оказывается, работаете? И довольно успешно? Кроме того, Вы чувствуете себя довольно хорошо? Оказывается, всё не так страшно? И еще можно жить и бороться. И каждый раз, когда Ваша проблема захлестывает Вас, когда Вам начинает казаться, что всё плохо и ничего уже нельзя изменить к лучшему, постарайтесь подумать о том, как могло бы быть еще хуже. А затем вернитесь в свою реальную жизнь и посмотрите на неё с оптимизмом и радостью.

    Эмоции страха и долга имеют разрушительные действия, но наравне с ними у некоторых людей могут быть эмоции вины. Учителя очень часто чувствуют себя виноватыми. Что же делать, чтобы сохранить спокойствие и контроль в этой ситуации? Понять и принять, что каждый человек имеет право на ошибку, не ошибается тот, кто ни чего не делает. Каждый человек имеет право не оправдываться за свою ошибку. Если он оправдывается, он усиливает чувство вины, неуверенности. Каждый человек имеет право не зависеть от снисхождения других людей. Каждый человек имеет право сказать себе: "Это для меня неважно". Каждый человек имеет право сохранять спокойствие в случае допущенной ошибки.

Список литературы

     1.  Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М., 1965 г.

    2. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. - Новосибирск, 1985.

    3. Самоукина Н.В. Игры в которые играют изд. Дубна: Феникс, 1996.

    4. Самоукина Н.В. Антистрессовая программа для банковских работников" // Прикладная психология. - 1997.

Категория: педагогам | Добавил: мозг
Просмотров: 5243 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz