Педагогика
Авторитет —
влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт
в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.
Адаптация —
способность организма (личности, функции), приспосабливаться к различным
условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое
обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без
патологических изменений структуры личности.
Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления человека к условиям и
требованиям социальной среды. Содержанием ее являются сближение целей и
ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых
норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является
одним из механизмов социализации личности.
Активность личности — деятельностное отношение человека к миру, его способность
производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды;
проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.
Анализ — в
буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В
широком смысле это синоним исследования вообще. Самоанализ — одно из важнейших
условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма
учителя.
Анкета —
методическое средство для получения первичной социологической и психологической
информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного
опроса, объединенная единым исследовательским замыслом; система вопросов,
направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта или
предмета анализа.
Анкетирование
— метод массового сбора информации с помощью анкет; анкетный опрос.
Взаимодействие
— процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на
друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами,
совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки
реального В.: одновременное существование объектов; двусторонность связей;
взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон;
внутренняя самоактивность учеников.
Воспитание —
целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в
различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической
деятельности.
Воспитательная система — комплекс воспитательных целей, людей, их
реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих
между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по
обеспечению жизнеспособности ВС. Создается для реализации педагогических целей
и обеспечения развития личности учащихся. Выделяют: традиционные ВС. массовых
школ, малочисленных сельских школ, профильных учебных заведений и т. д.
Движущие силы развития — противоречия между возникающими потребностями и
возможностями их удовлетворения.
Диалог —
форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и
опирающихся на психологическое равенство их позиций.
Дидактика —
наука об обучении и образовании, их целях содержании, методах, средствах,
организации.
Дидактическая система — подсистема воспитательной системы, совокупность
целей, содержания образования, процесса, методов и форм его организации.
Дискуссия —
способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса
принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и
эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск
истины.
Дисциплина —
форма общественной связи между людьми, которая служит средством поддержания и
соблюдения порядка, необходимого для совместной деятельности людей. Важное
звено Д. — самодисциплина, когда индивид исходит из внутреннего убеждения,
личного и общего интересов; качественная характеристика порядка,
организованности в той или иной общности, в сфере жизнедеятельности людей,
отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам.
Дифференцированный подход — целенаправленное педагогическое воздействие на
группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или
неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным
качествам учащихся. ДП. позволяет разрабатывать методы воспитания не для
каждого ребенка в отдельности (что в массовой школе нереально), а для
определенных категорий учащихся.
Дифференциация обучения — построение обучения на основе разделения учащихся
на группы. Каждую группу образуют учащиеся, характеризующиеся сходством
определенных индивидуально-психологических особенностей.
Домашние задания — форма самостоятельной работы учащихся, организуемая учителем с целью
закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, для подготовки к
восприятию нового материала.
Досуг —
возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью
по своему выбору. Выделяют пять групп Д.: отдых, развлечения, праздники,
самообразование, творчество.
Закономерности педагогического процесса — существенные внешние и внутренние связи, от которых
зависят направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.
Внешние: гармонизация интересов общества и личности при определении целей и
задач; обусловленность экономическими, политическими и духовными факторами.
Внутренние: зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей
воспитуемых; единство действий участников; взаимосвязь процессов образования,
воспитания и развития; единство целей, форм, методов содержания.
Запущенность педагогическая — устойчивые отклонения от нормы в нравственном
сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием
среды и ошибками в воспитании.
Знание —
результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в
практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека
(представления, понятия, суждения, теории).
Игра —
занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера,
приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. И.
— воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью
отдыха, развлечения и обучения.
Идентификация
— 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо,
чем-либо; процесс усвоения социальных ролей, отождествление индивида с реальным
или воображаемым объектом.
Идентичность
— ощущение самотождественности, непрерывности себя во времени, чувство «я тот
же самый»; устойчивый, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве
взаимосвязей личности с окружающим миром (включает образ-отношение к своему
телу, личностным особенностям, социальному статусу, расовой и национальной
принадлежности).
Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом
индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей,
склонностей и др.) в значительной степени влияющих на их поведение в различных
жизненных ситуациях. Суть ИП составляет гибкое использование различных форм и
методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к
каждому ребенку.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего
свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической
культуры. И. определяется как внутренний психический мир человека, включающий
основные ее сферы: интеллектуальную мотивационную, эмоциональную, волевую,
предметно-практическую, саморегуляции и
экзистенциальную.
Инновация —
создание, распространение и применение нового средства (новшества).
Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения.
Класс — 1)
постоянная в пределах учебного года группа учащихся, работающая по единой
учебной программе. Общее руководство учебно-воспитательной работой в К.
осуществляет классный руководитель; 2) специально оборудованное учебное
помещение в школе. Классные помещения распределяются в соответствии со
ступенями обучения. Для учащихся средних и старших классов предусмотрена
кабинетная система обучения.
Классно-урочная система — организация учебного процесса, при которой учащиеся
группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний.
Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе
определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по расписанию,
составленному на основе учебных планов.
Коллектив —
это организованная группа людей, объединенных совместной деятельностью, цели которой
полезны обществу и людям. Признаки К.: объединение людей во имя определенной,
социально одобряемой цели; совместная деятельность, строящаяся на принципах
коллективизма; организованность и сплоченность группы; наличие коллективистских
взаимоотношений; единые ценностные ориентации, нравственное и духовное
единство.
Компенсация нарушенных функций — сложный многообразный процесс перестройки функций
организма при нарушениях или утрате каких-либо из них.
Концепция —
совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов;
единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда,
произведения.
Коррекция —
система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или
ослабление недостатков психического и физического развития.
Культура —
совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в
процессе общественно-исторической практики.
Лекция —
систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем
(учителем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.
Выделяют следующие виды Л.: вводные, установочные, текущие, обзорные,
заключительные. Одно из главных требований к Л. — целостность и систематичность
изложения, а структура ее зависит от особенностей учебного материала и
Дидактических целей.
Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности,
как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания
это — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во
взаимодействии с каждым ребенком и Коллективом. Он предполагает помощь
воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его
возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении.
Логопедия — отрасль
специальной педагогики, в задачи которой входят изучение речевых нарушений,
разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления.
Медико-психолого-педагогическая консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное
медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления
их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения.
Менталитет —
особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных
позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой,
национальными традициями. М. свидетельствует о специфических чертах
социализации человека, его автономности и самобытности.
Метод —
способ, путь научного познания, достижения; цели определенным образом
упорядоченная деятельность.
Метод воспитания — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и
осуществления воспитательного взаимодействия.
Методика —
частный вариант метода, не стандартизованный метод исследования.
Методология —
учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной
деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и
связей ,М. науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта,
предмета, целей и задач.
Мировоззрение
— система взглядов на мир и место в нем человека; целостное представление о
природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов
личности, социальной группы, общества. В основе М. лежат миропонимание
(совокупность определенных знаний о мире), мировосприятие (идеалы, модели и
образы реальности), чувственные отношения.
Моделирование —
метод исследования социальных явлений и процессов, основывающийся на замещении
реальных объектов их условными образами, аналогами. В М. воспроизводятся
свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет
оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.
Образование —
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и
обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит
необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной
и трудовой деятельности. Основной путь получения О. — обучение в учебных
заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается
самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний
(самообразование). Уровень О. обусловливался требованиями производства,
общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.
Образовательные учреждения - государственные, муниципальные, частные учреждения,
реализующие образовательные программы различного уровня и направленности.
Обучаемость
— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний,
умений и навыков в процессе обучения.
Обучение —
целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого
осуществляются образование и развитие человека. Процесс О. двусторонний:
включает в себя процесс учения (деятельность ученика) и процесс преподавания
(деятельность педагога),
Объяснение —
метод обучения, предполагающий пояснение, анализ, истолкование и доказательство
различных положений излагаемого материала.
Одаренность —
чрезвычайно многозначный термин, объясняющий уровень успешности выполнения
деятельности. В обыденной психологии — синоним талантливости, условие для
выдающихся достижений в той или иной деятельности.
Олигофренопедагогика — отрасль специальной педагогики, наука о воспитании и обучении
умственно отсталых детей.
Педагогика —
наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития
педагогического процесса.
Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных компонентов,
объединенных единой образовательной целью развития личности, функционирующих в
целостном педагогическом процессе.
Педагогическая технология — совокупность знаний о способах и средствах
осуществления педагогического процесса.
Педагогический процесс — динамическая система, систем образующим фактором которой
является педагогическая цель, я общим качеством — взаимодействие педагога и
ученика.
Педагогическое мастерство — синтез личностно-деловых качеств и свойств
личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. В П. м.
можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство
организации коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство
убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
мастерство владения педагогической техникой.
Педология —
наука о целостном изучении ребенка на различных этапах развития (объединение
данных о ребенке, полученных социологами, психологами, педагогами, медиками,
физиологами и т. д.).
Планирование
— процесс отображения предстоящего хода работы в ее общих стратегических
направлениях и деталях.
Позиция —
система отношений человека к определенным сторонам и явлениям окружающей
действительности, проявляется в соответствующих переживаниях и действиях. В
социальной психологии используется в качестве одной из характеристик индивида
как члена группы, выражает его отношение к занимаемому положению,
удовлетворенность статусом и ролью, выполняемой в группе. Она определяет
уникальность восприятия личностью мира, происходящих событий, себя в нем и в
связи с ними.
Развитие — в
философском аспекте это необратимое направленное, закономерное изменение
материальных объектов в результате которого возникает новое качественное
состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внешних и
внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р.
предполагает количественные и качественные изменения в человеке.
Система —
упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними,
создающих единое целое. Признаки С.: элементность строения в пределах от двух
до бесконечности; взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора;
иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической С.:
педагогические цели, участники педагогического процесса, взаимодействие
педагогов и учащихся, педагогические средства, управление педагогическими
процессами.
Система образования — совокупность преемственных образовательных программ и
государственных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих
их образовательных учреждений и органов управления образованием.
Содержание воспитания — система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт
личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в
соответствии с поставленными целями и задачами.
Содержание образования — педагогически адаптированная система знаний, умений
и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого
отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне
развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и
духовной культуры общества; система научных знаний, практических умений и
навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми
необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Средства педагогические — материальные и нематериальные элементы
действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической
деятельности (магнитофон, спортивные снаряды, речь, жест и т. д.).
Технология —
рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых
операций для получения какого-либо продукта. Т. может восприниматься как
логически-операционально воспроизводимое ядро методики. Признаки Т.: постановка
целей, оценивание педагогических систем, обновление планов и программ на
альтенативной основе, операционные компоненты, средства и способы организации
деятельности, постоянный рост эффективности процесса, потенциально
воспроизводимые педагогические результаты.
Умения —
овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на
практике.
Учение —
одна из сторон процесса обучения, активная деятельность обучающихся,
направленная на овладение запасом знаний, приемами их самостоятельного
приобретения и применения.
Факторы развития личности (социальные и биологические) — их соотношение зависит
от многих внешних и внутренних обстоятельств. Среди биологических факторов
особое место занимает наследственность. К наследственным свойствам организма
относятся: анатомо-физиологическая структура, особенности нервной системы,
видовые задатки человека (задатки речи, прямо хождения, мышления). Основными
социальными факторами воспитания учащихся являются; семья, микросреда и
коллектив.
Форма организации обучения — дидактическая категория, обозначающая внешнюю
сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых,
временем и методом обучения, а также порядком его осуществления. Существуют
следующие основные формы организации учебной, работы: урок, экскурсия,
факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы трудового и производственного
обучения, формы внеклассной работы (кружки, студии, научные общества,
олимпиады).
Формирование личности — изменения, новообразования, усложнения личности без
указания источников этих изменений.
Формы организации воспитания — порядок организации конкретных актов, ситуаций,
взаимодействия участников воспитательного процесса; совокупность
организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее
выражение содержания воспитательной работы.
Функции образования — трансляция и распространение культуры в обществе; формирование
установок, ценностных ориентации, жизненных идеалов; социальная селекция
(возможность осуществить дифференцированный подход к обучающимся); воздействие
образования на процесс социальных изменений.
Целеполагание —
способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор путей их
достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа
будущего, предположение о будущем).
Целостность педагогического процесса — синтетическое качество педагогического процесса,
характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих
сознательных действий субъектов, функционирующих в нем. Это единый и неделимый
педагогический процесс, которому присущи внутреннее единство составляющих его
компонентов, их гармоническое взаимодействие.
Цель —
идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности;
осознанное представление о конечном результате деятельности (не всегда
совпадает с результатом). Педагогическая Ц. — прогнозируемый результат педагогической
деятельности (изменения в учащихся). Выделяют различные виды Ц: стратегические,
тактические, групповые, индивидуальные.
|