Психология
АВТОРИТАРНЫЙ (властный,
директивный) — характеристика человека как личности или его поведения в
отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно
недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения
и т.п.
АВТОРИТЕТНОСТЬ — способность
человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и
пользоваться их признанием и уважением.
АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность)
— поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением
причинить им неприятности, нанести вред.
АДАПТАЦИЯ — приспособление
органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего
восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее
на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под
воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение
какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.
АЛЬТРУИЗМ — черта характера,
побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.
АПАТИЯ — состояние
эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности:
АППЕРЦЕПЦИЯ — понятие,
введенное немецким ученым Г.Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности
сознания, его сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого
ученого, В.Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение
мысли и ход психических процессов.
АССОЦИАЦИЯ — соединение,
связь психических явлений друг с другом.
АТРИБУЦИЯ — приписывание
какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или
явлению.
АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ —
приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или
поступку человека.
АТТРАКЦИЯ — привлекательность,
влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
АФФЕКТ — кратковременное,
бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в
результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику
причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека
потребностей.
АФФИЛИАЦИЯ — потребность
человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных:
дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми.
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ —
внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь,
неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие.
Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению
между ними открытых и доверительных отношений.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ —
характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека,
находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его
поведение, как и сознание.
БОЛЬШАЯ ГРУППА — значительное
по количественному составу социальное объединение людей, образованное на
основании какого-либо абстрагированного социально-демографического признака:
пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального
или экономического положения и т.п.
БРЕД — ненормальное,
болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими
образами, видениями, галлюцинациями.
ВАЛИДНОСТЬ — качество метода
психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для
изучения и оценки чего он изначально был предназначен.
ВЕРА — убежденность человека
в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.
ВЕРБАЛЬНЫЙ — относящийся к
звуковой человеческой речи.
ВНИМАНИЕ — состояние
психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особенный
вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с
бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово
и обратно.
ВНУШЕНИЕ — неосознанное
влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его
психологии и поведении.
ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой
материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и
сохранять его следы в течение некоторого времени.
ВОЛЯ — свойство (процесс,
состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять
своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих
на пути достижения сознательно поставленной цели.
ВООБРАЖЕНИЕ — способность
представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в
сознании и мысленно манипулировать им.
ВОСПРИЯТИЕ — процесс приема и
переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы
чувств. Завершается формированием образа.
ВЫТЕСНЕНИЕ — один из защитных
механизмов в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под
действием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного
сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — нереальные,
фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на
состояние его психики.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высший уровень
развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью
в соответствующей области или сфере деятельности.
ГЕНОТИП — совокупность генов
или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.
ГИПНОЗ — вызванное внушающим
воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного
контроля над собственным поведением.
ГРЕЗЫ — фантазии, мечты
человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.
ГРУППА — совокупность людей,
выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них
признаков.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА —
направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс
возникновения, функционирования и развития разных групп.
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
(обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих
особенностей, характеризующих его как личность.
ДЕПРЕССИЯ — состояние
душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и
снижением активности.
ДЕТЕРМИНАЦИЯ — причинное
обусловливание .
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический
вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование,
совершенствование действительности и самого себя.
ДИСТРЕСС — отрицательное
влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного
разрушения.
ДОМИНАНТА — преобладающий
очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием
или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счет притяжения
возбуждений с соседних участков мозга. Понятие Д. введено А.Ухтомским.
ДУША — старое,
использовавшееся в науке до появления слова «психология» название совокупности
явлений, исследуемых в современной психологии.
ЖЕЛАНИЕ — состояние
актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое
стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
ЖЕСТ — движение рук человека,
выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во
внешнем мире.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —
совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных
живой материи.
ЗАБЫВАНИЕ — процесс памяти,
связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их
воспроизведения.
ЗАДАТКИ — предпосылки к
развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.
ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один
из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной,
запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более
доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
ЗАРАЖЕНИЕ — психологический
термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо
эмоций, состояний, побуждений.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ —
психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов,
с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических
травм.
ЗАПОМИНАНИЕ — один из
процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.
ЗНАК — символ или объект,
служащий заменителем другого объекта.
ЗНАЧЕНИЕ (слова, понятия) —
то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие
его люди.
ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО
(БЛИЖАЙШЕГО) РАЗВИТИЯ — возможности в психическом развитии, которые открываются
у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Понятие З.п.р.
введено Л.С.Выготским.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ —
отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим,
направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с
ним лица.
ИЛЛЮЗИИ — феномены
восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не
соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ —
характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к
быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.
ИНДИВИД - отдельно взятый
человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических,
социальных, психологических и др.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ —
своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других
людей.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов
деятельности одним и тем же человеком.
ИНИЦИАТИВА — проявление
человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими
от него обстоятельствами.
ИНСАЙТ (озарение, догадка) —
неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо
проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
ИНСТИНКТ — врожденная,
малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к
типичным условиям его жизни.
ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность
умственных способностей человека и некоторых высших животных, например,
человекообразных обезьян.
ИНТЕРАКЦИЯ — взаимодействие.
ИНТЕРЕС — эмоционально
окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность
сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и
переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит
вокруг. И. является одной из базовых черт личности.
ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания
психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения
самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода
задач.
ИНТУИЦИЯ — способность быстро
находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях,
а также предвидеть ход событий.
ИФАНТИЛИЗМ — проявление детских
черт в психологии и поведении взрослого человека.
ИСПЫТУЕМЫЙ — человек, над
которым проводятся научные психологические опыты.
КЛИМАТ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - общая социально-психологическая характеристика
состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся
в ней.
КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ -
психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходимые
знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного
характера не может справиться с ней.
КОЛЛЕКТИВ — высокоразвитая
малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали.
К. обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме
сверхаддитивного эффекта.
КОММУНИКАЦИИ — контакты,
общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.
КОМПЕНСАЦИЯ — способность
человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет
усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие К.
введено А.Адлером.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ -
сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств
(способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими
отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — сложная
сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2—3 месяцев), возникающая при
восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.
КОНВЕРГЕНЦИЯ — сведение
зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного
пространства.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ -
свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине,
форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.
КОНФЛИКТ ВНУГРИЛИЧНОСТНЫЙ -
состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни,
связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений,
потребностей, порождающих аффекты и стрессы.
КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ -
трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное
несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
КОНФОРМНОСТЬ — некритическое
принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним
отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не
сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован
какими-либо конъюнктурными соображениями.
КОРРЕЛЯЦИЯ — математическое
понятие, указывающее на статистическую связь, существующую между изучаемыми
явлениями.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ - числовой показатель умственного развития человека, получаемый в
результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной
оценки уровня развития интеллекта человека.
КРИЗИС — состояние душевного
расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими
взаимоотношениями с окружающим миром. К. возрастной нередко возникает при
переходе человека из одной возрастной группы в другую.
ЛАБИЛЬНОСТЬ — свойство
нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить
определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Л. также
характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
ЛИДЕР — член группы, чей
авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами
малой группы, готовыми следовать за ним.
ЛИДЕРСТВО — поведение лидера
в малой группе. Приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление
им своих лидерских функций.
ЛИЧНОСТЬ — понятие,
обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека,
составляющих его индивидуальность.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие,
характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое
собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний Л.к.
— это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л.к. — их локализация
вне человека, в окружающей его среде. Понятие Л.к. введено американским
психологом Ю.Роттером.
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ -
длительное по времени своего проведения научное исследование процессов
формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих
явлений.
ЛЮБОВЬ — высшее духовное
чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями,
основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое
готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.
МАЗОХИЗМ — самоунижение,
самоистязание человека, связанное с неудовлетворенностью собой и убежденностью,
что причины жизненных неудач находятся в нем самом (см. внутренний локус
контроля). М. — одно из главных понятий, используемых в типологии социальных
характеров, предложенной немецко-американским ученым Э.Фроммом.
МАЛАЯ ГРУППА — небольшая по
численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых
общим дел и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
МАССОВИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ -
социально-психологические явления, возникающие в массах людей (население,
толпа, масса, группа, нация и т.п.). М.я.п. включают слухи, панику, подражание,
заражение, внушение и др.
МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ -
средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать,
радио, телевидение и т.п.
МЕЛАНХОЛИК — человек, чье
поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а
также речевых, мыслительных и двигательных процессов.
МЕЧТЫ — планы человека на
будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для
него потребности и интересы.
МИМИКА — совокупность
движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому,
что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).
МОДАЛЬНОСТЬ — понятие,
обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных
раздражителей.
МОТИВ ВЛАСТИ — устойчивая
черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании
властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, распоряжаться
ими.
МОТИВ — внутренняя устойчивая
психологическая причина поведения или поступка человека.
МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА -
потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как
устойчивая личностная черта.
МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ —
более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях
жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. М.и.н. —
черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.
МОТИВАЦИЯ — динамический
процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением,
включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.
МОТИВИРОВКА — разумное
обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует
истине.
МЫШЛЕНИЕ — психологический
процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением
задач, с творческим преобразованием действительности.
НАБЛЮДЕНИЕ — метод
психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение
нужной информации через органы чувств.
НАВЫК — сформированное,
автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и
специальных волевых усилий для его выполнения.
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
- способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение
ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ -
способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование
образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
НАДЕЖНОСТЬ — качество
научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при
повторном или многократном использовании данного метода.
НАМЕРЕНИЕ — сознательное
желание, готовность что-либо сделать.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ -
понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности,
определяющих главное направление ее поведения.
НАПРЯЖЕННОСТЬ — состояние
повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое
неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.
НАСТРОЕНИЕ — эмоциональное
состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными
эмоциями и существующее в течение длительного времени.
НАУЧЕНИЕ — приобретение
знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.
НЕВРОТИЗМ — свойство
человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и
тревожностью.
НЕГАТИВИЗМ — демонстративное
противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со
стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — отрасль
психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и
состояний с работой мозга.
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — принятые в
данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения
людей.
ОБРАЗ — обобщенная картина
мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о
нем, поступающей через органы чувств.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — процесс
получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения
и достижения желаемого результата.
ОБЩЕНИЕ — обмен информацией
между людьми, их взаимодействие.
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ —
усредненный уровень сознания масс людей, составляющих данное общество. О.с.
отличается от научного сознания невысокой достоверностью и точностью имеющихся
в нем сведений.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ — процесс и
результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где
располагается источник воспринимаемой информации.
ОДАРЕННОСТЬ — наличие у
человека задатков к развитию способностей.
ОЖИДАНИЕ — одно из основных
понятий когнитивной психологии, выражающее способность предвосхищения человеком
будущих событий.
ОНТОГЕНЕЗ — процесс
индивидуального развития организма или личности.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид
памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени,
необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
ОПЕРАЦИЯ — система движений,
связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его
цели.
ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ —
диалектико-материалистическое понятие, обозначающее процесс и результат
воплощения в предметах деятельности человека, составляющих материальную и
духовную культуру, его же способностей.
ОПРОС — метод
психологического изучения, в процессе применения которого людям задаются
вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.
ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ - метод
исследования личности, основанный на использовании системы письменных или
устных, заранее продуманных вопросов, адресованных человеку, чьи
психологические особенности подлежат изучению.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ
(РЕФЛЕКС) - реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его
активизации, в сосредоточении внимания, в мобилизации сил и ресурсов.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ -
свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или
явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной
языковой категории.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ)
ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или
нравственных норм, нарушающее их.
ОТРАЖЕНИЕ —
философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. В
соответствии с ним все психические процессы и состояния человека
рассматриваются как отражения в голове человека объективной, не зависимой от
него действительности.
ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс или
результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше
привлекало его внимание, было для него интересным и важным.
ОЩУЩЕНИЕ — элементарный
психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым
существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.
ПАМЯТЬ — процессы
запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной
информации.
ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память,
обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ —
память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение
информации при условии ее сохранения.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ —
память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка
времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней
информация не будет использована или переведена в долговременную память.
ПАНИКА — массовидное явление
психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей,
находящихся в контактах друг с другом, чувств страха, беспокойства, а также
беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий.
ПАНТОМИМИКА — система
выразительных движений, совершаемых при помощи тела.
ПЕРВИЧНЫЕ ДАННЫЕ — та
информация об изучаемых явлениях, которая получается в начале исследования и
подлежит дальнейшей обработке прежде, чем на ее основе можно будет сделать
достоверные выводы об этих явлениях.
ПЕРВИЧНЫЕ ЭМОЦИИ — генотипически (см. генотип)
обусловленные простейшие эмоциональные переживания: удовольствие,
неудовольствие, боль, страх, гнев и др.
ПЕРЕЖИВАНИЕ — ощущение,
сопровождаемое эмоциями.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — процесс
превращения человека в личность (см.), приобретения им индивидуальности.
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ — относящийся к
восприятию.
ПОДРАЖАНИЕ — сознательное или
бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и
действий других людей.
ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ —
поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли,
которая соответствует этому полу.
ПОНИМАНИЕ — психологическое
состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое
чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо
события, явления, факта.
ПОСТУПОК — сознательно
совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных
убеждений.
ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды
организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального
существования.
ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид
мышления, направленного на решение практических задач.
ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ —
свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме
целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.
ПРЕДРАССУДОК — устойчивое
ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере.
ПРЕДСОЗНАНИЕ — психическое
состояние человека, занимающее промежуточное место между сознанием и бессознательным.
Характеризуется наличием смутного осознания переживаемого, но отсутствием
волевого контроля или способности им управлять.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс и
результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.
ПРИВЫКАНИЕ — прекращение или
снижение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель.
ПРОЕКЦИЯ — один из защитных
механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу
собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.
ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ —
поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо.
ПСИХИКА — общее понятие,
обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ —
процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически
изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти,
мышлении, речи и др.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ
ЛЮДЕЙ - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные
контакты, сотрудничать друг с другом.
РАЗДРАЖИМОСТЬ — способность
живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития)
реагировать на значимые для их жизни воздействия среды.
РАССЕЯННОСТЬ — неспособность
внимания сконцентрироваться на объекте.
РЕАКЦИЯ — ответ организма на
какой-нибудь раздражитель.
РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа
людей, в чем-то привлекательных для индивида. Групповой источник индивидуальных
ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.
РЕФЛЕКС — автоматическая
ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего
раздражителя.
РЕФЛЕКСИЯ — способность
сознания человека сосредоточиться на самом себе.
РЕЧЬ — система используемых
человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления,
переработки, хранения и передачи информации.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — готовность
перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить
определенный поступок.
РИГИДНОСТЬ — заторможенность
мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого
решения, способа мышления и действий.
РОЛЬ — понятие, обозначающее
поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей
занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери
и т.п.).
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ —
использование, и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в
способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. С. как понятие
введена в гуманистической психологии.
САМООБЛАДАНИЕ — способность
человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в
сложных жизненных ситуациях.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ —
самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей,
нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
САМООЦЕНКА — оценка человеком
собственных качеств, достоинств и недостатков.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ — процесс
управления человеком собственными психологическими и физиологическими
состояниями, а также поступками.
САМОСОЗНАНИЕ — осознание
человеком самого себя, своих собственных качеств.
САНГВИНИК — тип темперамента,
характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой
реакций.
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ЧЕЛОВЕКА - комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих
процессы возникновения, проведения, переключения и прекрашения нервных
импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ -
период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для
формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение
чувствительности органов чувств под влиянием воздействия на них определенных
раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же самое время на
другие органы чувств (к примеру — увеличение остроты зрения под воздействием
слуховых раздражителей).
СЕНСОРНЫЙ — связанный с
работой органов чувств.
СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ —
свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки.
СИМВОЛ — знак чего-либо,
имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом.
СИМПАТИЯ — чувство
эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к
нему.
СИНЕСТЕЗИЯ — способность
раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств,
одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при
восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения.
СКЛОННОСТЬ —
предрасположенность к чему-либо.
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают
словесное абстрагирование и логические рассуждения.
СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — значение,
которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в
результате его личного жизненного опыта. Понятие С.л. введено А. Н .Леонтьевым.
СОВЕСТЬ — понятие,
обозначающее способность человека переживать, глубоко личностно воспринимать и
сожалеть о случаях нарушения им самим или другими людьми нравственных норм. С.
характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.
СОВМЕСТИМОСТЬ — способность
людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности
действий и хорошего взаимопонимания.
СОЗНАНИЕ — высший уровень
психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде
обобщенных образов и понятий.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ — испытывание
человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся
рядом с ним людей (см. также эмпатия).
СОПЕРНИЧЕСТВО — стремление
человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними,
победить, превзойти.
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ —
сконцентрированность внимания человека.
СОТРУДНИЧЕСТВО — стремление
человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и
оказать помощь им. Противоположно соперничеству.
СОХРАНЕНИЕ — один из
процессов памяти, направленный на удержание в ней полученной информации.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ - теория и практика специального психотерапевтического воздействия на
людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ —
ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения,
действия и поступки, соответствующие его социальной роли.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП —
искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной
категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего
жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы:
национальной, религиозной, культурной и т.п.
СОЦИОМЕТРИЯ — совокупность
однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в
виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений
между членами малой группы.
СПЛОЧЕННОСТЬ МАЛОЙ ГРУППЫ -
психологическая характеристика единства членов малой группы.
СПОСОБНОСТИ — индивидуальные
особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и
навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
СТАТУС — положение человека в
системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах
остальных участников группы.
СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА —
характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и
средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от
него людей.
СТРЕМЛЕНИЕ — желание и готовность
действовать определенным образом.
СТРЕСС — состояние душевного
(эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью
человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
СУБЪЕКТИВНЫЙ — относящийся к
человеку — субъекту.
СХЕМА МЫШЛЕНИЯ — система
понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с
незнакомым объектом или новой задачей.
ТАЛАНТ — высокий уровень
развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том
или ином виде деятельности.
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид
мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
ТЕМПЕРАМЕНТ — динамическая
характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их
скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ —
психологическая теория, рассматривающая психические процессы человека как виды
внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей структуру,
аналогичную внешней деятельности. Т.д. разработана А.Н.Леонтьевым.
ТЕСТ — стандартизированная
психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной
оценки у человека изучаемого психологического качества.
ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура
применения тестов на практике.
ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека
приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в
специфических социальных ситуациях.
УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность
человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и
фактами.
УЗНАВАНИЕ— отнесение воспринимаемого
объекта к категории уже известных.
УМЕНИЕ — способность
выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с
деятельностью, включающей эти действия.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс
логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений
— посылок.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ —
максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде
деятельности.
УСТАНОВКА — готовность,
предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
УТОМЛЕНИЕ — состояние
усталости, сопровождаемое— (см. аутизм, воображение, грезы, мечты).
ФЛЕГМАТИК — тип темперамента
человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми,
замедленными выразительными движениями (см.).
ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально
тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством
безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
ХАРАКТЕР — совокупность
свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные
обстоятельства.
ЦЕНЗУРА — психоаналитическое
понятие, обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся
не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания.
ЦЕННОСТИ — то, что человек
особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА -
часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — характеристика
нервных процессов, происходящих на высших уровнях центральной нервной системы.
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое
свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.
ЧЕСТОЛЮБИЕ — стремление
человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со
стороны окружающих.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ —
способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие
непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую
реакцию в форме ощущений.
ЧУВСТВО — высшая, культурно
обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
ЭГОЦЕНТРИЗМ —
сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе,
сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность
сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Э.
противоположна интроверсии.
ЭМОЦИИ — элементарные
переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и
хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ —
характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных
эмоций и чувств.
ЭМПАТИЯ — способность
человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних
состояний.
ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс,
направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ -
отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, явления и
состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим нормам. В
Ю.п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и
исправлением осужденных.
|