Рекомендации педагогам для
повышения результативности процесса педагогического воздействия на трудного подростка
Эффективность перевоспитания зависит от того, обеспечены ли
необходимые условия:
1. Единство педагогических влияний. Когда
нет согласия между всеми сторонами, участвующими в перевоспитании (педагоги,
психолог, родители), нет единства требований в детском коллективе,
перевоспитание невозможно.
2. Наличие сплоченного детского
коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений.
Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не
только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения
которого невозможно. Педагогическое влияние в перевоспитании приобретает
ценность именно как часть воспитательного воздействия коллектива на духовный
мир подростка.
3. Наличие деятельности, в которой трудный
подросток может утвердить себя с положительной стороны как в глазах
сверстников, взрослых, так и в собственных. Кстати, многие ученые-криминалисты
связывают падение нравов у некоторой части современной молодежи с проблемой
досуга. Это указывает на необходимость и значение целенаправленного воспитания
у трудновоспитуемых подростков общественно полезных потребностей, интересов и
привычек не только в сфере учебы, но и в сфере досуга.
4. Эффективностью перевоспитания и
воспитания является использование школой огромных воспитательных возможностей
семьи, согласованность действий учителей и родителей, стремление к
общению-диалогу.
В процессе воспитания и перевоспитания весьма
существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного
развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо
соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают
и родители:
1. Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет
шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.
2. Меньше замечаний и раздражающих интонаций,
больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
3. Нельзя воспитывать на крике, приказе и
оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети».
Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
4. Учитель обязан быть щедрым на похвалу и
скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя
элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика.
Добрыми к детям должны быть и родители.
5. Надо верить в ученика. Особенно же следует
доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
6. Индивидуальный подход к трудному ученику.
Мастерство перевоспитания включает в себя следующие составные элементы:
- Научное
педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных
педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу,
определить совместно с психологом эффективные меры воздействия, использовать
возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к
самовоспитанию.
- Высокую
педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для
выяснения причин трудновоспитуемое, понимания особенностей поведения ученика в
различных ситуациях.
- Педагогический такт и педагогическую
этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся
возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное
устранение причин трудновоспитуемости.
- Развитые организаторские способности,
позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию
трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной
системы.
- Методику и
стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. Этот компонент
педагогического мастерства особенно важен.
Перевоспитывание выполняет важную роль в формировании
коллектива и личности, оно призвано устранить трудности и препятствия на пути
их развития. Его функции тоже разнообразны. Это, во-первых, интенсификация
положительного развития сил и способностей воспитанников за счет устранения
неблагоприятных условий и преодоление внутренних предпосылок трудновоспитуемое.
Во-вторых, устранение рассогласования отношений личности и изменение ее
отношений к себе, к другим и к собственной учебной деятельности. В-третьих,
устранение результатов неправильного воспитания и исправление ошибок,
допущенных в развитии данного ребенка. Наконец, активизация усилий самой
личности на преодоление отрицательных явлений в собственном поведении.
Список литературы
Соколова Е.Т. Нормальные трудности подросткового возраста// Учителям и родителям о психологии
подростка/ Под ред. Г.Г.Аракелова. М., 1990.
С. 43-66.
|