Пятница
17.05.2024
06:37
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт педагога-психолога Дудкиной Марины Владиславовны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
В помощь классному руководителю [15]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » В помощь классному руководителю » В помощь классному руководителю

А все-таки есть выход!
10.06.2011, 00:35

А все-таки есть выход!

 Каковы бы ни были причины конфликта, выйти из него с достоинством большинству людей мешают нахлынувшие эмоции, с которыми очень трудно совладать. Как же работать над собой, чтобы негативные эмоции вами не управляли? Существуют разные приемы.

 Чтобы выбрать наиболее подходящие для себя, необходимо, для начала, усвоить некоторые закономерности конфликта как явления.

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

 Люди инстинктивно стремятся к улаживанию конфликтов. Улаживать конфликты – значит решать проблемы.

 За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины (потребности, желания, цели). Понять их – значит понять человека.

 Среди причин, вызывающих у человека нервозность и конфликтность, самой популярной является отсутствие желания трудиться, потеря интереса к работе. Занимаясь любимым делом, человек почти не чувствует усталости и гораздо чаще пребывает в хорошем расположении духа, чем тот, у кого «душа не лежит» к своему делу.

 В этом случае человеку смогут помочь специальные приемы, способствующие формированию стойкого благоприятного отношения к своей деятельности (об одном из них рассказано в статье «Как полюбить свое дело» в категории «Занимательное воспитание» раздела «Для родителей».

 Психологи, конфликтологи, специалисты в области педагогики, медицины предлагают множество эффективных приемов. В.Т.Лободин, Г.В.Лавренова, С.В.Лободина в книге «Как сохранить здоровье педагога» (ЛИНКА-ПРЕСС 2005) доступно рассказывают о конкретных упражнениях «приручения» эмоций, например.

 В процессе работы над собой надо выяснить, какую эмоцию лучше всего «включать» при конфликте. Часто конфликтная ситуация застает нас врасплох. Воля при этом парализуется, мы не успеваем собраться с мыслями, чтобы начать отстаивать свою точку зрения. В результате, даже будучи правыми, мы терпим поражение. Эту ситуацию надо и можно изменить.

 Предположим, у вас неприятное общение или даже конфликт с каким-то человеком. Мысленно дома проведите с ним несколько словесных баталий, нацеленных на конструктивное решение проблемы. Отметьте, какую эмоцию вы при этом в себе вызываете. Многократно отработайте это «включение».

 Когда неприятное общение наступит снова, не теряя времени, вызывайте именно эту эмоцию и не сдавайтесь ни в коем случае! Чрезвычайно важно, чтобы эта эмоция не переходила в негативную (гнев, злость, уныние и т.п). Она является даже скорее чувством и должна быть похожа на состояние, включающее в себя терпение, великодушие, спокойствие, невозмутимость.

 В этом упражнении попытайтесь рассмотреть свою работу в двух направлениях: положительного внимания (позитивного самовнушения) и положительного сообщения (конструктивного действия). Положительное внимание должно держать под неусыпным контролем всю ситуацию и искать в ней положительное. Роль положительного сообщения - в организации конструктивного диалога.

 Например, во время неприятного общения сначала вы отмечаете «про себя», либо как смело и аргументировано говорит собеседник, либо как ему неприятно вести некрасивый разговор, либо внушаете себе, что он ведет себя так по своему недомыслию и т.п. Убеждаете себя, что вы «выше» таких отношений, что надо проявить сочувствие, великодушие и попытаться договориться, иногда даже с «убытком» для себя.

 И затем сообщаете, что понимаете его, что согласны или почти согласны, что хотите  прийти к «общему знаменателю», что вам нечего делить с ним, что, на самом деле, вы о нем совсем не плохого мнения, что у вас есть к нему интересное предложение и т.п.

 Во время конфликта говорите. Не молчите! Слово — великий дар. Говорите спокойно и по делу, уясняя ситуацию для себя и для собеседника. Если вы правы, призывайте к лучшим чувствам в человеке, предлагая ему без унижения для всех закончить конфликт. Если вы поняли, что сами не правы, сразу скажите об этом, но постарайтесь сделать это красиво и изящно, добавьте, что обязательно исправитесь!

 Ничто на свете не в состоянии вас обидеть или унизить, если вы сами этого не хотите!

 В процессе работы над собой учитесь «включать» эмоцию тихой, легкой радости. Это основная эмоция для счастья и здоровья, ее очень важно научиться вызывать и «держать» постоянно! Для этого вам достаточно вспомнить ситуацию и вновь «прожить» состояние, когда вам было очень хорошо и радостно.

Список литературы

1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.

2. Строганова, Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 128 с.

3. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учеб. пособие / В. С. Кукушин. – Ростоа н/Д : издат. центр «Март», 2002. – 320 с.

4. Щуркова, Н. Е. Классный час: Поговорим о жизни…: Материалы для воспитателей и классных руководителей / Н. Е. Щуркова. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

 

Категория: В помощь классному руководителю | Добавил: мозг
Просмотров: 695 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz