Кто же останется в дураках?
В
этой статье мы поговорим о дураках, то есть о тех, кого принято считать
дураками в наше время.
А как насчет того, чтобы провести классный час
на тему «Кто же такие дураки»? Интересно?
А сделать это, наверное, можно так...
Задать
накануне запланированного классного мероприятия ребятам вопрос «Кого, по твоему
мнению, в наше время считают дураком?» и попросить каждого над ним хорошенько
поразмыслить и выразить на классном часе свое (именно свое) мнение.
А начать этот необычный урок можно со слов
песни из кинофильма «Приключения
Буратино», в которой кот Базилио и лиса Алиса очень метко отразили
душевное состояние современного общества: "Покуда есть на свете дураки,
обманом жить нам, стало быть, с руки".
И в самом деле, как легко дать честное слово
человеку, который еще верит в такое слово, и не сдержать обещание. Как просто
выманить лживыми словами у пенсионерки деньги, у прохожего телефон, у
первоклассницы конфеты. Получается, пенсионерка, прохожий и первоклассница -
дураки? Если так, то очень хочется узнать, а кто же в таком случае умный?
С давних пор на Руси к юродивым (дуракам)
относились с почтением, потому что голосом бесхитростного создания говорил бог.
Считалось большим грехом обидеть, обмануть блаженного. Им прощалось все, и их
слово становилось пророческим.
А Иван-дурак из русских сказок? Таков ли он
дурак по сравнению со своими умными братьями? А вот и ничуть! Наивен? Да.
Доверчив? Еще как! Но умен всей мудростью русского народа.
Это лживый и воинственный двадцатый век все
перевернул в сознании людей: "дурак" стало ругательством, а
"спекулянт" (во всех смыслах этого слова) - добродетелью. Храм души
человеческой занят торгашами, распродающими совесть за бесценок. Дорого нам
встанет понимание денежно-циничной легкости бытия. Придется долго отмываться,
прежде чем слова "честь", "совесть", "доверие"
станут главными в нашем лексиконе. И покажут нам дорогу к источнику мудрости не
кто иные, как дураки. Те, кто сейчас трудятся за гроши ради настоящего дела,
те, кто идут впереди, принимая на себя все удары и прикрывая собой
"умных".
Очень емко, точно и удивительно современно
сказала об этом в далеком 1963 году замечательная русская поэтесса Римма
Казакова в собственном стихотворении «Дураки».
Живут
на свете дураки:
На бочку мёда - дёгтя ложка.
Им, дуракам, всё не с руки -
Стать поумнее, хоть немножко.
Дурак - он как Иван-дурак,
Всех кормит, обо всех хлопочет.
Дурак - он тянет, как бурлак.
Дурак во всём - чернорабочий.
Все спят - он, дурень, начеку.
Куда-то мчит, за что-то бьётся...
А достаётся дураку,
Как никому не достаётся!
То по-дурацки он влюблён,
Так беззащитно, без опаски,
То по-дурацки робок он,
То откровенен по-дурацки.
Не изворотлив, не хитёр, -
Твердя, что вертится планета,
Дурак восходит на костёр
И, как дурак, кричит про это!
...
Но умники за их спиной
Хохочут... - Видели растяпу?
Дурак, весь век с одной женой!
Дурак, не может сунуть в лапу!
Дурак, на вдовушке женат
И кормит целую ораву!...-
Пусть умники меня простят -
Мне больше дураки по нраву.
...
А жизнь у каждого в руках.
Давайте честно к старту выйдем,
И кто там будет в дураках -
Увидим, умники! Увидим.
Какие
же выводы сделают ребята в результате этого общения? Услышат ли в стихотворении
хвалу всем бескорыстным и самоотверженным? Поймут ли они, кто является
подлинным героем?
Может быть, эти герои с точки зрения
обывателей — дураки?
Возможно, дурак - это тот, кто свободен, кто
счастлив, кого не волнуют материальные ценности, что, с точки зрения обывателя,
является источником счастья.
Какие бы выводы не сделали участники такого
мероприятия, в любом случае классному руководителю будет над чем подумать.
Список литературы
1. Болдырев Н. И. Методика
работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед.
ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.
2. Строганова, Л. В. Классные
часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) /
Л. В. Строганова. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 128 с.
3. Кукушин, В. С. Теория и
методика воспитательной работы : учеб. пособие / В. С. Кукушин. – Ростоа н/Д :
издат. центр «Март», 2002. – 320 с.
4. Щуркова, Н. Е. Классный
час: Поговорим о жизни…: Материалы для воспитателей и классных руководителей /
Н. Е. Щуркова. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с.
Щуркова Н.Е. Классное
руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество
России, 2000.
5. Классному руководителю.
Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2001.
|