Четверг
02.05.2024
13:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт педагога-психолога Дудкиной Марины Владиславовны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
В помощь классному руководителю [15]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » В помощь классному руководителю » В помощь классному руководителю

Наркотикам - НЕТ
10.06.2011, 01:01

Наркотикам - НЕТ

Цель: профилактика наркопотребления

Задачи:

информировать учащихся о последствиях употребления наркотиков

рассмотреть возможные последствия злоупотребления наркотическими веществами для человека и для общества

Ход урока:

Актуализация проблемы (не более 10 минут).

Раздйте участникам по небольшому листочку бумаги и предложите в течение 3 минут написать по пять ассоциаций со словом «наркотики».

Обратите внимание на то, что в этом упражнении важно, чтобы каждый участник работал самостоятельно.

Когда все будут готовы, попросите участников по кругу зачитывать по одной ассоциации. Когда круг замкнётся, пусть участники зачитывают по второй ассоциации и т.д. В это время фиксируйте их на большом листе бумаги. Повторяющиеся слова записывать не стоит, лучше отметить количество повторений палочками.

Краткое обсуждение:

Какие ассоциации возникли у данной группы чаще всего? Почему?

Были ли какие-то неожиданные ассоциации?

Пришли ли участники к какому-либо выводы после этого упражнения?

Насколько проблема наркопотребления касается участников либо близких им людей?

Что такое наркотики.

Под наркотиком (наркотическое вещество) понимают вещество, которое соответствует трем критериям: медицинскому, социальному, юридическому:

1. медицинский критерий - это вещество оказывает специфическое действие на психические процессы (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и т.д.);

2. социальный - если немедицинское потребление принимает большие масштабы и последствия этого приобретают социальную значимость;

3. юридический - если (с учетом выше сказанного) это вещество, в установленном Законом порядке, признано наркотическим и включено в список постоянного комитета по контролю за наркотиками, утвержденный Минздравом Республики Беларусь

Эти критерии взаимосвязаны, и в правовом аспекте какое-либо средство может быть признано наркотическим при единстве этих трех критериев.

К наркотическим веществам относятся:

 группа препаратов опия, содержащих опиумные алкалоиды и их производные - героин, морфин, омнопон, кодеин, дионин, текодеин и другие. К этой же группе относятся и синтетические заменители с морфиноподобным действием — фентанил, промедол, феналон и др;

 препараты индийской или южноамериканской конопли — марихуана, гашиш, анаша, банг, план и другие;

 препараты снотворного, успокаивающего действия, отнесенные к наркотикам — ноксирон, амитал натрия (барбамил);

 группа стимуляторов нервной системы — амины (фенамин, первитин, риталин), сюда же относится кокаин, получаемый из южноамериканского кустарника коки;

 галлюциногены (психоделики, психотомиметики). Группа насчитывает свыше 100 природных и синтетических препаратов. Наиболее известные — псилоцибин, получаемый из грибов, и мескалин, производимый из определенного вида кактуса; из синтетических — диэтиламин лизергиновой кислоты (LSD), дипропилтриптамин (DPT) и 3, 4 метилендиоксимемфетамин (MDMA, экстази);

Предложите учащимся прочесть информацию об истории появления наркотических веществ на сайтах в Интернете.

Что такое наркомания.

Наркомания это заболевание, характеризующееся злоупотреблением наркотическими веществами и болезненным пристрастием к ним. В результате этого образуется стойкая психическая и физическая зависимость от наркотика с развитием абстинентного синдрома при прекращении его приема. При данном заболевании возникает состояние, изменяющее психику и поведение наркомана.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), наркоманом считается тот человек, у которого при злоупотреблении наркотическими веществами возникают следующие состояния:

состояние интоксикации;

повышается толерантность, в результате чего наркоману приходится постоянно увеличивать дозу или частоту приема наркотиков для достижения желаемого эффекта;

постепенное формирование психической, а затем и физической зависимости. При физической зависимости появляется абстинентный синдром (ломка);

непреодолимое влечение к наркотику, заставляющее наркомана искать его любыми способами.

Последствия наркомании.

Социальные (после работы со статьей в Интернете предложите учащимся назвать их самостоятельно)

Правовые (юридические):

Под наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами Уголовный кодекс Республики Беларусь понимает средства и вещества, а также препараты, их содержащие, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (вещества, из которых можно произвести наркотические или психотропные средства), подлежащих государственному контролю.

Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, а также незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров наказывается от штрафа, ограничения свободы на срок до пяти лет до лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Однако следует учитывать, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, освобождаются от уголовной ответственности.

Также в Республике Беларусь влечет уголовную ответственность склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, наказывается от ареста на срок до шести месяцев до лишения свободы на срок от трех до десяти лет.

Предоставления помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание также влечет наказание от штрафа до лишения свободы на срок от трех до семи лет.

Медицинские:

Предложите учащимся 10 утверждений и попросите указать, какие из них верны, а какие – нет.

Правда или ложь?

1. Существуют плохие и хорошие наркотики…

2. Некоторые наркотики не вредят вашему разуму…

3. Никто не знает, что заставляет людей принимать наркотики…

4. К большинству наркотиков не привыкают…

5. Алкоголь не является наркотиком…

6. Марихуана не вредна…

7. Экстази безопаснее других наркотиков…

8. Наркотики способствуют творчеству…

9. Наркотики увеличивают сексуальность…

10. Наркотики держатся в организме один год…

Все десять утверждений не верны!

Большая часть информации, которую получает человек о наркотиках – неправда. Она поступает от продавцов наркотиков, или людей, которые сами их принимают. Компании, которые производят и рекламируют медикаменты по TV, заинтересованы в их массовой продаже и получении денег.

Люди, которые употребляют наркотики, часто думают, что они безвредны. Однажды они понимают, как они ошибались, но уже слишком поздно. Что бы составить своё собственное мнение о наркотиках, необходимо знать, как они воздействуют.

По биологии вы проходили тему "Эндокринные железы”. Какие железы называются эндокринными? Под чьим руководством работают эндокринные железы? (под руководством гипоталамуса)

Гипоталамус состоит из двух типов клеток: обычных нейронов и нейросекреторных клеток, вырабатывающих гормоны, поступающие в кровь. Одним из гормонов, который вырабатывает головной мозг является эндорфин – гормон радости, наслаждения. Благодаря этому гормону мы и испытываем положительные эмоции (радость, воодушевление, а также уверенность, спокойствие). Вот почему мы получаем удовлетворение от прекрасно выполненной работы, радуемся встрече с любимым человеком, чувствуем уверенность и воодушевление, когда нам говорят приятное. На все эти действия клетки головного мозга выделяют в кровь эндорфины. Если же в организм человека попадает наркотик, то он заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, благодаря чему человек испытывает радость и воодушевление. Все неприятности кажутся незначительными. Эндорфины стимулируют все психические ощущения: они становятся ярче. Попробовавшему наркотик мир кажется привлекательнее: цвета отчётливее, запахи сильнее, насыщеннее. Поэтому раз попробовав наркотик, человек обязательно захочет попробовать его ещё, чтобы опять увидеть такой красивый мир. Почему же нельзя употреблять наркотики?

Наркотики заставляют постоянно работать нервную клетку, вырабатывать эндорфины без отдыха. Как Вы думаете, что будет в конце концов с такой нервной клеткой?

1. Любой наркотик – ЯД.

Все наркотики по своей природе являются ядами. Их действие на вас зависит от принятого количества. Малое количество стимулирует (активизирует человека), а большое количество – затормаживает (тянет ко сну). Ещё большее количество действует как яд и может убить вас. Это правда о любом наркотике. Просто всё дело в количестве. Кофеин – это наркотик. Возьмём его для примера. Две или три чашки кофе заставляют человека взбодриться. Десять чашек, возможно, заставят человека уснуть. Сто чашек кофе могут убить его.

Предложите учащимся прочесть информацию о влиянии наркотиков на организм человека на сайтах в Интернете:

2. Все наркотики воздействуют на разум

Когда человек думает о чём либо, он пользуется картинками из своей памяти. Такую «умственную картинку» легко увидеть самому. Если вы закроете слова на несколько секунд и подумаете о кошке, то увидите изображение кошки. Разум записывает каждую секунду 25 картинок и хранит их в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Обычно когда человек вспоминает что-нибудь, информация приходит к нему из картинок его разума очень быстро.

Но наркотики затуманивают эти картинки, они делают их бессмысленными и расплывчатыми, что образуют «пустоты» в разуме.

Когда человек пытается получить информацию из такой мутной массы, ему это не удаётся. Наркотики делают человека заторможенным и глупым. Это может служить причиной неудач в жизни. Когда он терпит неудачи в жизни, чего же он тогда захочет. Наркотики!

Предложите учащимся прочесть информацию о влиянии наркотиков на организм человека на сайтах в Интернете:

3. Люди принимают наркотики, что бы избавится от неприятных ощущений.

Те, кто принимают наркотики, пытаются избавиться от боли или нежелательных ощущений, включая скуку. Что бы понять, почему человек принимает наркотики, необходимо знать, что с ней или с ним было не так до начала их приёма.

Возможно, это была проблема со здоровьем, причиняющая боль.

Возможно, ему хотелось почувствовать себя более счастливым.

Или, может быть, ему было просто скучно.

Наркотики – это временное избавление от нежелательных ощущений. Чтобы найти настоящее решение, человеку необходимо знать первопричину.

4. Когда действие наркотика закончится, человек захочет ещё.

Когда действие любого наркотика проходит, боль или неприятное ощущение возвращаются с большей силой, чем раньше.

Если у кого-либо была проблема, которая заставляла его принимать наркотики… скажем, он «слишком нервничал», что бы заговорить с кем-либо на вечеринке…

Когда действие наркотика прошло, чувство нервозности стало сильнее, чем раньше… и ему захотелось ЕЩЁ наркотика, чтобы успокоится.

Проблема общения с людьми не исчезнет до тех пор, пока он не преодолеет свою застенчивость и не СМОЖЕТ общаться с людьми без наркотиков.

5. Алкоголь – самый широко используемый наркотик.

Алкоголь - это наркотик. Подобно любому другому наркотику он отравляет организм.

Подобно другим наркотикам, алкоголь тратит витамины в вашем организме, и вы чувствуете себя уставшим или больным после его принятия. Это является причиной «похмелья». Организму требуются витамины, чтобы жить. Если ты употребляешь нездоровую пищу, ты можешь не получить необходимые витамины. Это может стать причиной усталости или болезни. Каждый раз, когда ты принимаешь наркотики, они сжигают витамины в твоём теле. Если наркотик был принят в большом количестве, позже ты почувствуешь себя плохо или заболеешь. Что произойдёт, если ты будешь продолжать принимать наркотики, что бы чувствовать себя лучше, но каждый раз наркотики будут сжигать витамины? Ситуация УХУДШИТСЯ.

6. Марихуана повреждает лёгкие, нервы и мозг.

В дыме марихуаны содержится 400 химикатов, 60 из которых увеличивают риск заболевания раком. Эти элементы остаются в организме на годы. Марихуана содержит нейротоксин (яд, действующий на мозг и нервы).

Когда кто либо курит марихуану, происходит две вещи:

1. Очень быстрое сжигание витаминов и минеральных веществ в теле.

2. Нервы немеют.

Каждый раз он курит больше, так как не чувствует себя достаточно хорошо и каждый раз, когда действие наркотика заканчивается, он чувствует себя немного хуже, чем до этого.

В конце концов, те, кто курят марихуану не хотят наркотика… им НУЖЕН наркотик, что бы приглушить нежелательные ощущения в теле, вызванные его употреблением. Их тело не успевает потребить достаточно витаминов, в таком количестве, в котором они уничтожаются наркотиком.

7. Экстази – один из наиболее опасных наркотоков.

Исследования показали, что экстази очень серьёзно и на продолжительное время повреждает нервную систему.

Эффекты появляются через 30 — 45 минут после глотания. Они достигают максимума через час после приема и остаются неизменными около двух часов («эффект плато»), потом начинают постепенно уменьшаться и через 4 — 6 часов исчезают вовсе. Вторичные вспышки («флэш бэк») могут появляться в течение нескольких дней.

Действие экстази как стимулятора, повышающего энергетический уровень, используется любителями длительных танцевальных вечеринок. В опьянении экстази можно танцевать несколько часов без остановки, не чувствуя усталости.

После длительных танцевальных заходов и эмоционального возбуждения наступает упадок сил, душевное и энергетическое истощение. Под действием экстази организм неэкономно тратит свои ресурсы на несколько дней вперед, поэтому после отрезвления может пропадать интерес к жизни, наступает эмоциональное опустошение. Остается только пожалеть тех людей, которые получают удовольствие от жизни, от мира и от себя в этом мире только в условиях химического опьянения, ведь это удовольствие доступно каждому от природы и совершенно бесплатно.

Смертельные исходы вызваны свойством экстази обезвоживать организм. Наркотик вызывает усиленный расход влаги, при этом подавляет чувство жажды. На дискотеках, после многочасовых потогонных плясок, человек может умереть от обезвоживания и теплового удара. Другая опасность экстази — повреждение сосудов. Во-первых, нередко лопаются капилляры, могут появляться отметины на лице и теле. Во-вторых, в сосудах образуются тромбы, путешествующие по кровеносной системе. При попадании такого тромба в головной мозг может пройти закупорка сосудов и мгновенная смерть. Экстази это наркотик, эффект которого непредсказуем, одинаково трагическим он может оказаться как для новичка, так и для опытного потребителя причем независимо от дозы.

Среди негативных влияний экстази на организм отмечают понижение уровня серотонина в центральной нервной системе, что приводит к упадку настроения и депрессиям. Регулярно употребляющие экстази чувствуют свою жизнь без наркотика пустой и неполноценной.

8. Наркотики мешают творчеству.

Существует шкала эмоций, по которой люди перемещаются вверх и вниз в течении жизни. Например:

Предположим, кому-то скучно. Она курит «травку» (марихуану), под действием наркотика нервы немеют, её «поднимает» в состояние ложного счастья. Это фальшивка, так как что происходит, когда действие наркотика заканчивается? Она чувствует себя так плохо, что ей всё становится безразлично. Когда она снова поднимется по шкале эмоций, она окажется чуть ниже того состояния, в котором была до приёма наркотика.

Человек движется всё ниже и ниже по шкале, чувствует себя всё менее и менее счастливым и, со временем, теряет способность к творчеству.

9. Наркотики притупляют все ваши чувства.

Так как наркотики «замораживают» нервную систему, они становятся для человека единственным способом, который может избавить от нежелательных ощущений боли, грусти, скуки или страха. Иногда, в критических ситуациях, наркотики необходимы для того, что бы выполнить хирургическую операцию или при несчастном случае. Однако наркотики блокируют ВСЕ ощущения и чувства. В конце концов, любое чувство становится труднее для восприятия. Это относится и к сексуальным ощущением. Человек ощущает себя менее активным и может вести себя так, будто его не заботит никто и ничто из происходящего вокруг.

10. Наркотики держатся в организме годами после их употребления.

Большинство наркотиков откладывается в жирах организма и могут оставаться там годами. Вот как это происходит. Наркотики легко смешиваются с жирами организма. На данной картинке можно увидеть, что жиры близко располагаются к вене и когда наркотики проходят по ней, жир притягивает их подобно магниту.

В этом заключается проблема: когда человек работает, занимается физическими упражнениями жиры сжигаются, и крошечное количество наркотика попадает обратно в вену. Получается, что человек опять попробовал «чуть-чуть» наркотика.

Что происходит, когда ты пробуешь крупинку сахара? Тебе хочется больше! Что же происходит, когда человек получит опять чуть-чуть того же наркотика? Он хочет БОЛЬШЕ! Таким образом, вы можете хотеть наркотиков даже спустя годы после прекращения их приёма.

Но выход есть.

Не соглашаться на предложения попробовать наркотики

Как сказать наркотикам НЕТ

Предложите учащимся ответить на вопрос: «Почему люди начинают употреблять наркотики?» Дайте время подумать, а затем вместе с ними обсудите ответы. Один из школьников записывает их на доске:

любопытство

желание казаться взрослым

испытать новые ощущения

для снятия стресса

для облегчения контактов

стремление к подражанию

надо попробовать все

Этот список можно продолжить (помогите учащимся при его составлении).

Проанализируйте следующие факторы, способствующие употреблению людьми наркотиков

личностный (личное желание, убеждения)

семья (употребляют в семье)

ровесники (все употребляют)

реклама (СМИ)

Отметьте, что давление ровесников — это принуждение, которому вы должны сопротивляться. Отметьте, что принуждение, подражание способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений и умение действовать самостоятельно.

Спросите у учащихся, кто может рассказать о видах давления, принуждения. Напишите их ответы на доске. Составьте список.

Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме «Не хочешь попробовать кое-что?»

Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички. Достаточно сильное давление, которое подталкивает подростка попробовать наркотики: «Давай, не будь курицей (идиотом, мамочкиным сыночком). Попробуй».

Тяжелое давление. Используется, чтобы заставить человека что-либо сделать: «Давай, лучше выпей, или ты мне не друг, и я тебе не приятель», «Ты что — мамочкин сыночек?» «Боишься? Ты трус!»

Косвенное, искушающее давление. Приглашение человека попробовать наркотики без прямого давления: «Саша приглашает тебя на вечеринку, большинство ребят там будут пить и курить».

Сделайте вывод:

Существуют определенные формы давления, которые принуждают вас сделать то, что порой не хочется

Нужно уметь их распознать

Нужно уметь принять правильное решение. Возникает вопрос, как это можно сделать?

Уверенное сопротивление. Напишите на доске слово «уверенный» и спросите учащихся, что это значит. Определите это понятие как способ поведения, открытое высказывание своего мнения, которое имеет право и должно уважаться другими. Учащиеся записывают это понятие в тетрадях.

Ролевая игра

Пригласите двух школьников к доске, предложите им ситуацию, когда нужно отказаться от предложенной сигареты с марихуаной. Выслушайте несколько видов отказа. Ребята определяют, какой отказ был наиболее уверенным.

Варианты ответов. Разберите с ребятами вопрос о видах ответа.

Ответы могут быть:

уверенные

неуверенные

агрессивные

Уверенный ответ

говорит твердо, спокойно

стоит прямо

смотрит прямо в глаза

уважает свои права и права других

не позволяет никому влиять на себя, не позволяет делать то, чего он не хочет

совершенно уверен в себе

Неуверенный ответ

нервничает

избегает смотреть в глаза собеседнику

поникшая осанка

пжимает плечами

речь растянутая, с длительными паузами. Много сорных слов: «в общем», «значит», неуверенных фраз: «Да-а, я не знаю», «Может быть», «Ну ладно»

делает то, что от него ждут и позволяет себя принудить сделать то, чего он делать не хочет

Агрессивный ответ

говорит резко, громко, с вызовом

перемежает свою речь нецензурными словами

оскорбляет

наглый взгляд

сильно жестикулирует

игнорирует правила поведения

ставит других в неловкое положение

нарушает права других

Пригласите трех школьников к доске. Они записывают три варианта ответов. Остальные делают запись в своих тетрадях.

Сделайте вывод:

уверенность помогает человеку отстаивать свои права

уверенность помогает человеку выйти из конфликтных ситуаций

уверенность помогает человеку противостоять давлению

уверенность сохраняет индивидуальность

уверенность помогает человеку сказать «нет»

Распечатайте и раздайте учащимся таблицу:

 

«Восемь способов сказать «НЕТ».

1. Говори: «Нет, спасибо».

— Ты хочешь выпить?

— Нет, спасибо.

2. Объясни причину отказа.

— Ты не хотел бы выпить вина?

— Нет, спасибо. Я не пью вина.

3. Повтори несколько раз свой отказ (заезженная пластинка).

— Хочешь покурить марихуану?

— Нет.

— Ну, давай!

— Нет.

— Ты только попробуй, тебе понравится.

— Нет.

4. Уходи.

— Давай выпьем водки и покурим. Сегодня родители придут поздно.

— Нет. Я ухожу.

5. Смени тему разговора.

— Давай попугаем вон тех девчонок.

— Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый видеофильм.

6. Избегай критических ситуаций (порой предвидя их). Тебе знакомы места, где пробуют наркотики, ведут себя недостойно. Лучше не ходи туда, избегай таких мест.

 

7. Используй так называемый «холодный душ».

— Ты чего вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдем сегодня, попробуешь.

Не обращай на него внимания, игнорируй его, уходи.

8. Сила в коллективе и в друзьях. Дружи и встречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудный момент, кто придет к тебе на помощь и поддержит тебя.

Анализ данной таблицы поможет ребятам в решении ситуационных задач «Уверенные ответы».

Ролевая игра «Уверенный ответ-отказ».

Учащиеся работают в малых группах. Каждой группе раздается комплект ситуационных задач.

Задача № 1.

Твой друг пригласил тебя к себе на вечеринку, сказав, что там будут одноклассники и ребята из старших классов. «Приходи, родителей не будет, вот и повеселимся, выпьем, покурим, потанцуем” .

Задача № 2.

Во дворе одноклассник сказал: «У меня есть сигарета с марихуаной, пойдем в подъезд, попробуем, или ты боишься? Если ты не пойдешь, то ты мне не друг».

Задача № 3.

В подъезде Саша увидел своих знакомых, они курили, громко смеялись, рядом стояли бутылки с пивом и вином. Рассказывали неприличные анекдоты, сквернословили. Ребята предложили Саше вместе с ними выпить и покурить, сказав, что они отмечают день рождения своего друга. «Что, брезгуешь, не хочешь? Ну-ну, смотри!».

(При выполнении этого задания используйте все возможные варианты уверенного отказа. Запишите ответы в свои тетради.)

Ребята их обсуждают и дают три варианта ответов. помогите школьникам в выполнении данного задания. Затем вызовите двух-трех учащихся и попросите их показать три варианта ответов. Ребята обсуждают и определяют, какой из ответов был уверенным. Обратите внимание учащихся на то, что дает уверенность:

1. учит говорить «нет»

2. помогает человеку не делать того, чего он не хочет

3. дает возможность отстаивать свои права

Убедите ребят, что они должны быть готовы использовать эти ответы в своей жизни. Расскажите, что различные виды давления будут сопровождать человека всегда, и от того, насколько они смогут противостоять давлению, зависит принятие ими правильного решения и поведения, а это умение окажет положительное влияние на всю дальнейшую их жизнь.

Список литературы

1. Бирун Н., Иванова Н. Наркотики: выход есть! — СПб.: Питер, 2001. — 224 с. — (Серия «Исцели себя сам»).

2. Комиссаров Б. Г., Фоменко А. А. SOS: наркомания. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. — 320 с.

3. Шилова, Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. пособие / Т. А. Шилова. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 96 с. — (Библиотека пси­холога образования). ISBN 5-8112-1493-6

 

Категория: В помощь классному руководителю | Добавил: мозг
Просмотров: 2018 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz