Первый раз – в пятый класс
Меры,
способствующие адаптации детей к средней школе.
Переход из младшей школы в среднюю –
интересный и сложный период из жизни школьника. То, что принесет ребенку этот
период, радость или огорчение, во многом будет зависеть от учителей средней
школы, в первую очередь, от классного руководителя.
Несложные рекомендации по содействию учащимся
в период их адаптации к средней школе могут пригодиться каждому учителю.
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с
детьми
1. Дети не знают имен учителей ― на протяжении
первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой
крупными буквами написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников ― на
первой неделе классному руководителю стоит познакомить класс с новичками в
неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную
деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться
с «новенькими» до первого сентября.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если
классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно
сделать визитки с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы
в классе
1. Учителям, которые принимают пятый класс
после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться»,
т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы
работы с ними или обучиться им).
2. Всем учителям, работающим с классом,
следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с
программой и требованиями по предмету.
3. Рекомендуется в течение первого месяца
учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и
т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать
свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в
первую очередь это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению
тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года можно
провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них
кабинетов и других помещений.
2. Классному руководителю следует составить
список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей
после звонка на перемену.
4. Необходимо согласовать требования разных
учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а)
обязательные дисциплинарные требования (правила):
здороваться
стоя;
не
перебивать ни учителя, ни ученика;
поднятая
рука ― сигнал о вопросе или ответе;
постараться
исключить опоздания и т.п.;
б) организация учебного процесса:
наличие
необходимых учебных пособий;
соблюдение
правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная
работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми, между учителем и
ребенком:
проявлять
уважение друг к другу;
стараться
услышать и понять друг друга;
оказывать
посильную помощь друг другу;
помогать
заболевшим ученикам и т.п.
5.
Можно провести с детьми беседу о пользе дневника, о требованиях к ведению
дневника.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка
информацией о телефонах и днях рождения одноклассников, именах и отчествах их
родителей.
7. Можно подготовить и провести в первые дни
учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности,
тематические классные часы и др., снимающие основные проблемы общения детей
внутри класса).
8. Желательно участие всех педагогов в
налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».
Список литературы
Е.Г.Коблик
«Первый раз – в пятый класс». М. 2003.
|